А. И. Куприн «Гамбринус»


Комментарии

  1. Эссе по произведению А. И. Куприна «Гамбринус»
    1) Анализ образа Сашки: Сашка – «еврей – кроткий, веселый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет». Саша скрипач, играет в культовом, для многих моряков месте, всеобщий любимец. На протяжении произведения, мы узнаем о нем все больше, Сашка показывает себя по новому. По сути только в положительном ключе. То, какую музыку играл Сашка на скрипке в Гамбринусе отражало ситуацию в стране, так что от части он проводник сюжета. Если сначала он весел, то война оставила свой отпечаток на его душе, и когда он вернулся, в его глазах была видна «глубокая печаль». Самое лучше что, по моему, есть у Сашки это любовь к жизни. Он прививал ее своим слушателям, в его музыки они находили успокоения, и даже во время еврейских погромов, все кто знал его, не трогали и даже защищали. Его маленькую собачку во время погромов убивает пьяное быдло, но даже это не ломает его. Духовную силу ему дает Гамбринус (наверное пиво) и искусство.
    2) Особенности изображения пивной портового города: Гамбринус по настоящему культовое питейное заведение. Название происходит от имени короля Гамбринуса (покровителя пива). Это место находилось в подвале, и здесь можно провести ассоциацию с адом. Вместо стульев – бочонки, это образ людей «подсевших» на алкоголь. Персонал постоянно меняется кроме Сашки и буфетчицы. Основной контингент – моряки, проходящих мимо судов. Это место их обьединяло. Драки бывали редко. А то, какую музыку заказывали и играл Сашка говорит о политической ситуации. Например после возвращения с Русско-Японской войны люди заказывали песни того фронта, далее революция. Люди приходили в Гамбринус не только отдавая дань традиции, но и слушать Сашку – он в свою очередь местный герой. Его музыку любят, самого угощают пивом. Это место помогало абсторгировало от проблем и помогало врагам найти общий язык, и даже обьединяло.
    Вывод: Главной задачей Куприна в данном произведении стало изображение изменений политической и социальной сфер во время русско-японской войны и революции, а так-же роль в этом простого человека, и воздействие искусства. Музыка Саши для этих недалеких сильных моряков стала успокоением и способом хотя бы на время избавиться от своих проблем. Отдельно стоит отметить, что Саша принадлежит к настоящим творцам, и имеет великую миссию. Он помогает несмотря ни на что справится людям с проблемами, лучшим способом который можно придумать – с помощью музыки. Возможно понимая свою Великую функцию он не может позволить себе сломиться, ведь он знает, что нужен этому заведению, этим морякам, да и одесскому обществу в целом. Да здравствует Саша и его искусство! А закончить бы хотелось цитатой
    « -Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все претерпит и все победит»

    ОтветитьУдалить
  2. Произведение прочитано полностью
    Действие в рассказе «Гамбринус» разворачивается в пивном кабачке в Одессе. В центре произведения – талантливый и яркий музыкант Сашка-скрипач. Сашка – еврей и сирота, он не имеет никакого образования, зато у него прекрасный музыкальный слух, он прекрасно играет на скрипке и реализовывает свой талант только, играя в подвальной пивной. У героя достаточно много достоинств: он добрый, остроумный и, безусловно, артистичный. Особенно ярко можно выделить его смелость, ведь он не побоялся спорить с прислужником царской охранки, дабы защитить свое достоинство.
    В рассказе автор раскрывает разные образы человека, писатель повествует нам о том, что даже дав людям полную свободу слова и мысли, лучше от этого не станет, скорее наоборот: станет только хуже. Мне кажется, автор хотел показать читателям силу человеческого духа. Особенно это выражается в заинтересованности в каком-либо деле, как в данном случае с Сашкой. Благодаря тому, что Сашка был увлечен музыкой, он выжил, она его спасла. Куприн так и закончил свое произведение: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».
    Композиция
    Экспозиция: описание «Гамбринуса» - пивной в подвале портового города, рассказ о Сашке; о том, что он каждый вечер играет в этой пивной, и его тут все знают
    Завязка: начинается русско-японская война, Сашку забирают в солдаты. Без него и его скрипки пивная пустеет.
    Кульминация: Сашка возвращается через год, но в городе начинается еврейский погром. Между скрипачом и сыщиком происходит ссора, Сашку хотят забрать в полицейский участок, но толпа его скрывает.
    Развязка: спустя три месяца Сашка возвращается обратно в пивную, и несмотря на то, что его левая рука искалечена, он все равно продолжает играть любимые песни для посетителей «Гамбринуса».

    ОтветитьУдалить
  3. Худяшовa Эpнa
    «Гaмбpинус»
    пpочитaно полностью
    «Гaмбpинус» - это мощный гимн интеpнaционaлизму, я считaю, возможно лучшaя методикa воспитaния увaжения к нaциям и искоpенения ксенофобии.
    Глaвным геpоем пpоизведения Aлексaндpa Купиpинa «Гaмбpинус» является Сaшкa, точнее Сaкшкa-скpипaч. Он был евpеем, любил гpмимaсничaть и веселиться; для высокого миpa он был обсaлютно обычным музыкaнтом, но только не для пивной, для ее посетителей он был музыкaнтом с большой буквы. Apтист сог подобpaть любую. Мелодию, спеть любую песню буть онa pомaнсом или же песней кaкого либо нapодa. То очень нpaвилось постояльцaм, нaвеpное, они из-зa него по большей чaсти ходили в это зaведение. Сaшкa зaвоевaл любовь всех кто посещaл пивную (моpяки, pыбaки, воpы). Это человек, в котоpом сочетaется вековaя гpусть евpейского нapодa, apтистизм и остpоумие. Музыкaнт отличaется смелостью: он отчaянно споpит с пpислужником цapской охpaнки, зaщищaя свои убеждения и свое достоинство. Стоит упоминaть, что истоpически paсскaз был создaн во вpеменa между двух pеволюций, он стaл яpким отpaжением неpушимой связи судьбы нapодa с его культуpой. Поэтому довольно контpaстно зaявляется темa с сaмого нaчaлa пpоизведения. Тpaгические события в истоpии и виpтуознaя жизнь искусствa.
    Тему этого пpоизведения, считaю, можно обознaчить кaк бессмеpтие искусствa. Волнa евppейских погpомов в считaные дни соpвaлa жизнеpaдостную aтмосфеpу добpожелaтельных отношений между людбми, погpужaя веселые улицы южного пpимоpского гоpодa я вдовитый мpaк ксенофобии. Однaко этa жестокость не победит, Сaшкa сновa веpнеться и будет игpaть, потому что музыкa это душa, a душу убить невозможно.
    Aвтоp хотел покaзaть силу человеческого духa, особенно, если человек очень сильно чем-то увлечен, кaк в случaе с Сaшкой.Искусство шло с ним «pукa об pуку» и по всей видимости поддеpживaлa его в тpудных обстоятельствaх, буть то войнa, то тюpьмa, то смеpть любимой собaки.
    «Вкусный» и эмоционaльный стиль в котоpом нaписaн «Гaмбpинус» делaет этот paсскaз обpaзцом литеpaтуpной экспpессии, a все пpедметы и события имеют фоpму зaконченности и обpaзуют внутpеннюю логическую связь между собой. Всем своим содеpжaнием воспевaет кpaсоту человеческого духa, то есть, кaк мы выяснили paньше, - искусство.
    Основнaя мысль пpоизведения может быть пеpедaнa зaвеpшaющей фpaзой paсскaзa : «Человекa можно искaлечить, но искусство все пpетеpпит и все победит!». Это навевает мне мысль о том, что как бы я не уставала или не калечилась я все равно возвращаюсь к творчеству, даже если понимаю, что «пострадаю», все равно иду. Потому что такие люди как Сашка-скрипач «горят» любимым делом, вкладывают в него душу, и неважно через что нам придется пройти, важно достич того что мы задумали. И кто его знает что нами движит.

    ОтветитьУдалить
  4. Прочитано полностью.

    Рассказ Александра Ивановича Куприна «Гамбринус» повествует о скрипаче-еврее Сашке, играющим в пивной портового города под названием «Гамбринус», переживает русско-японскую войну и еврейские погромы. Его калечат, но тяга к музыке у него так велика, а дух столь силен, что он продолжает играть, несмотря ни на что.

    «Скрипач-еврей - кроткий, веселый, пьяный плешивый человек, с наружностью обезьяны, неопределенных лет» - так описывается главный герой рассказа Сашка. Это достаточно талантливый, добрый и незлопамятный На первый взгляд у него нет никаких недостатков, даже его вечно пьяное состояние не вызывает отторжения. Однако при более подробном анализе его личности, всплывают такие минусы, как пассивность и безволие. Сашка абсолютно ни к чему не стремился: Неизменно в течение многих лет (уже никто не помнит, когда точно это началось) к шести часам вечера он приходит в пивную «Гамбринус» со скрипкой и маленькой собачкой Белочкой. Несмотря на это, «среди портовых и морских людей Сашка пользовался большим почетом и уважением, чем, например, местный архиерий или губернатор». Он действовал на уставших, иногда злых, иногда агрессивных, и всегда пьяных моряков, «как Орфей, усмирявший волны». В этом и состоял его талант: не столько в музыке, сколько в странной способности чувствовать настроение людей и давать то, что им нужно – будь то песня, разговор или деньги. Таким образом, Сашка неустанно следовал своей цели – дарить людям счастье. Однако, как возраст и внешний вид его были неопределенными, так и личная жизнь оставалась чем-то непонятным, его тайной.

    Композиция в произведении линейная:
    Экспозиция – описание атмосферы «Гамбринуса» и его обитателей
    Завязка – призыв Сашки в армию
    Точка невозврата – еврейский погром
    Кульминация – ссора с Мотькой Гундосым
    Развязка – Сашка продолжает работать, несмотря ни на что

    Конфликт в рассказе внешний: между миром внутри «Гамбринуса» и миром за его пределами. Сама пивная является обособленным, в каком-то смысле идеализированным местом, несмотря на описание грязи, шума, драк и погромов. Здесь никому не важны религия, политика, образование или социальный статус. Это абсолютно толерантное место. Однако именно оно является символом Ада, в который, как в подвал спускаются все «заблудшие» души. Поэтому мир «наверху» с его войнами, притеснениями евреев и т.д. не принимается здесь, «внизу». От этого и возникает конфликт, ярко выраженный в перипетиях между Сашкой и властью, Сашкой и Лешкой-гармонистом, между Сашкой и Мотькой Гундосым.

    Идея произведения написана в нем самом: «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит». Куприн не снимает вины c темной, еще не пробужденной сознанием толпы, но, переносит борьбу с банальным злом на второе место, выводя на передний план свои святыни – искусство и духовность. Таким образом, «Гамбринус» становится гимном истинному искусству и красоте несгибаемого человеческого духа.

    ОтветитьУдалить
  5. Прочитано полностью.
    «Гамбринус» произведение описывающее событие городка в Одессе, повествующем о скрипаче-еврее Сашке, играющим в пивной, где переживают русско-японскую войну и еврейские погромы. Его ломают, но играть музыку у него невероятное желание и дух столь силен, что он продолжает играть вопреки всему.

    Главный герой рассказа Сашка-«Скрипач-еврей - кроткий, веселый, пьяный плешивый человек, с наружностью обезьяны, неопределенных лет» . Он является относительно талантливым, настоящим и не злопамятным. Если посмотреть сквозь, то не заметишь никаких недостатков, даже его вечно пьяное состояние не вызывает отторжения. Но при более подробном разборе его личности, выявляются минусы, а именно пассивность и безволие. Главный герой не имел никакой цели : Неизменно в течение многих лет (уже никто не помнит, когда точно это началось) к шести часам вечера он приходит в пивную «Гамбринус» со скрипкой и маленькой собачкой Белочкой. Но «среди портовых и морских людей Сашка пользовался большим почетом и уважением, чем, например, местный архиерий или губернатор». Сашка воздействовал на злых, уставших , иногда агрессивных, и всегда пьяных моряков, «как Орфей, усмирявший волны». Это и скрывал его талант: он имел способность чувствовать настроение людей и давать то, что им нужно – будь то песня, разговор или деньги. Таким образом, открывается то,что Сашка имел цель – неустанно дарить людям счастье. Что возраст, что внешний вид его были неопределенными, так и личная жизнь оставалась чем-то неясным, его тайной.

    Внешним конфликтом произведения является между внутренним миром пивной «Гамбринус» и миром за его пределами. Сама пивная является обособленным, в каком-то смысле идеализированным местом, несмотря на описание грязи, шума, драк и погромов. Это как отдельный мир,где никому не важны религия, политика, образование или социальный статус. Пивная абсолютно толерантное место. Но ,по замыслу, именно оно является символом Ада, в который, как в подвал спускаются все души. Поэтому мир «наверху» с его войнами, притеснениями евреев и т.д. не принимается здесь, «внизу». Из-за этого и возникает конфликт, ярко выраженный в перипетиях между Сашкой и Лешкой-гармонистом, между Сашкой и Мотькой Гундосым, Сашкой и властью.

    Идея произведения написана в нем самом: «Человека можно искалечить, но искусство всё перетерпит и всё победит». Куприн не снимает вину c темной, еще не пробужденной сознанием толпы, но, переносит борьбу с банальным злом на второе место, выводя на передний план свои святыни – искусство и духовность. Таким образом, «Гамбринус» становится гимном истинному искусству и стойкости искусства внутри человека.


    Композиция в произведении- линейная:
    Экспозиция – атмосфера «Гамбринуса» и его обитателей
    Завязка – призыв Сашки в армию
    Точка невозврата – еврейский разгром
    Кульминация – ссора с Мотькой Гундосым
    Развязка – Сашка работает дальше

    ОтветитьУдалить
  6. Филиппова Полина
    Повествование произведения заключается в описании жизни одного из представителей еврейской национальности по имени Сашка, являющегося музыкантом-самоучкой, играющим на скрипке в пивном баре «Гамбринус», названном в честь покровителя пивоварения, расположенном в портовой гавани.

    Герой представляется писателем в образе сироты, не имеющего специального музыкального образования, обладающего порядочностью, уникальным слухом, артистизмом, остроумием и хорошей памятью, отличающего композиторским талантом, сочиняя собственную музыку, основанную на традиционных еврейских мотивах.

    Музыкальное исполнение затрагивает душевные уголки посетителей пивной, Сашка имеет оглушительный успех у постоянных завсегдатаев заведения, народную любовь и уважение.

    Судьба еврейского музыканта складывается нелегко, в его жизни присутствуют непосредственное участие в русско-японской войне, после чего герой возвращается с грустным, печальным выражением глаз, период гонения еврейской нации со страшными погромами, арестами и кровавыми убийствами, в результате которых Сашки лишается любимого друга – преданной собаки Белки, тюремное заключение за драку в кабаке, в которую Сашка ввязывается по причине обидной несправедливости, долгожданное освобождение, сопровождающееся невозможностью дальнейшей игры на скрипке из-за покалеченной руки.

    Писатель, описывая жизненные трудности и невзгоды, с которыми сталкивается герой рассказа, демонстрирует его истинные человеческие качества, выражающиеся в проявлении Сашкой неимоверной силы духа, смелости, отчаянной выдержки, позволяющим герою не сломаться и выжить, несмотря на тяготы и лишения.

    Любовь к музыке помогает Сашке продолжать существовать на белом свете, мужчина, несмотря на больную руку, принимает решение не бросать любимое занятие и осваивает игру на губной гармошке.

    Произведение насыщено глубоким психологизмом, акцентирующим неоднородность душевного, духовного состояния русского народа, противопоставляющим красоте и высокой духовности темные инстинкты отдельных представителей озверевшей толпы.

    Писатель передает основной смысл рассказа мыслью о необратимой победе искусства, которое претерпевает любые трудности, над общественным самосознанием, демонстрируя вековую тоску еврейской народности, отрицая антисемитизм в виде национальной розни.

    ОтветитьУдалить
  7. Тарасова Анастасия
    Основные действия произведения А.И.Куприна «Гамбринус» разворачиваются в пивной с одноименным названием. Пивная так была названа в честь короля Гамбринуса, некоего покровителя пивного дела. Само заведение находилось в подвальном помещении. Стены пивной всегда были влажные, пол был густо усыпан опилками, а вместо столов стояли пивные бочки. Направо от входа возвышалась эстрада.
    Главный герой – еврей по имени Сашка, он служит музыкантом в пивной и пользуется высокой популярностью у посетителей, по сути, он и есть основной человек, который привлекает сюда людей. Сашка умеет подобрать и спеть любую песню, играет на скрипке и губной гармошке. Также он обладает высоким артистизмом и, хотя для профессиональных музыкантов не является ровней, для уровня пивной он – виртуоз. В рассказе писатель раскрывает разные образы человека. Главный герой самый уникальный и в то же время самый колоритный персонаж. На первый взгляд он обычный скрипач пивной. Но, если читать произведение до конца, то Сашка становится по-настоящему близок каждому читателю. Автор хотел показать силу человеческого духа. Особенно, если человек очень сильно чем-то увлечен, как в случае с Сашкой. Скрипачу очень нравилась музыка. Она с ним шла по жизни и помогла не сломаться, остаться сильным.
    После гибели своей собачки Сашка срывается и именно из-за этого дерется в кабаке, но в целом, даже суровые обстоятельства не озлобляют его. Он остается довольно добрым и бесстрашным, спокойно чувствует себя в период погромов. Для этого героя музыка является нравственным ориентиром, который он хранит в себе и благодаря этому сохраняет высокие идеалы.
    Рассказ говорит о жизненной стойкости. Мысль о потребности оставаться человеком выступает в положительной форме. Герой не просто не делает плохого, он служит искусству и тем самым улучшает мир самим своим существованием.Писатель, описывая жизненные трудности и невзгоды, с которыми сталкивается герой рассказа, демонстрирует его истинные человеческие качества, выражающиеся в проявлении Сашкой неимоверной силы духа, смелости, отчаянной выдержки, позволяющим герою не сломаться и выжить, несмотря на тяготы и лишения.

    ОтветитьУдалить
  8. Медведева Екатерина
    "Гамбринус"
    Куприн
    Тема: Затрагивает бессмертия и торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности.
    Главный герой — скрипач Сашка, еврей, сирота, не имеющий никакого образования. Этот человек обладает настоящим даром, — прекрасной музыкальной памятью и слухом. Он обладает и композиторскими способностями, сочиняет пьесы, основанные на народных еврейских мелодиях. Реализовать свой талант он может, только играя в пивной.

    Рассказ "Гамбринус" Куприна, демонстрирует читателю то, что если человек делает какое либо дело на очень высоком уровне и оно хоть как то связано с искусством, то этим делом будут восхищаться люди и оно будет им дарить большую радость. Ну а если какое либо человеческое деяние дарит людям радость, то это уже искусство в полном и высшем смысле этого слова.

    Несмотря на то, Сашка, может показаться то, что делал он это в первую очередь что бы заработать, в конце романа, когда ему ломают руку, мы понимаем уже то, что Сашка как раз таки относится к тем людям, для которых тяга к искусству, гораздо важнее денег.

    В рассказе, конечно, можно преобразиться и гордо продолжить жить, и даже творить. Но в реальной жизни подобную мясорубку выдержит один такой Сашка на миллион...

    По рассказу чувствуется, что Куприн любил Одессу. Он приезжал сюда многократно, несколько лет прожил на улице Маразлиевской, тут написал свой знаменитый Гранатовый браслет (реальные события которого тоже произошли в Одессе), совершал на пару с известным меценатом Уточкиным полеты на воздушном шаре и даже принимал участие в работе пожарной команды!
    Т.е. созидательные и позитивные вещи делал. Но и негативную сторону замечал, что и отразилось в данной истории. Достаточно болезненной, но во многом правдивой.

    ОтветитьУдалить
  9. Произведение прочитано полностью
    Сашка-музыкант припортовой пивной под названием Гамбринус. Он играет на скрипке. Сашка-любимец публики, его обожают. Он точно не знает свой возраст. Ему 45 или 49 лет. Знает практически все песни и играет их каждый день, по заказу посетителей, никому не отказывая. Он разрешает драки своей добротой и улыбкой, которые могли бы закончится кровопролитием. За его исполнение песен на скрипке каждый предлагает выпить с ним, девушки заигрывают. Скрипка у него и мяукает и хрюкает и поёт. У Сашки берут в долг, но он все прощает, говоря, что ему деньги в могиле не понадобятся. Знакомый Сашки даже как-то привёл в пивную профессора из консерватории, чтобы тот послушал как великолепно Сашка играет. Но Сашка, как узнал в какой день придёт этот профессор играл по-обычному. Видимо он не хотел, чтобы этот преподаватель взял его к себе, ему было комфортно в Гамбринусе и он привык к такой жизни, к постоянным слушателям. Приглашённый учитель назвал Сашку клоуном. В какой-то степени он клоун, все считают его весельчаком, добряком. О жизни Сашки автор не рассказывает, вначале говорится, что он сирота, а в конце произведения мы узнаем о его родственниках, которым он хотел передать деньги, когда уходил на войну.
    «В Гомеле у меня есть двоюродный брат, у него семья, и еще в Жмеринке живёт вдова племянника. Я им каждый месяц...Что ж мы, евреи, такой народ...мы любим родственников. А я сирота, я одинокий.»
    Ради Сашки все приходят в Гамбринус, причём даже когда он переполнен, все хотят его слушать.
    Когда начинается война Сашка уходит на нее, несмотря на свой возраст. Дорогое ему на свете - Белочку он оставляет буфетчице Ивановой.
    Всё расстроены уходом Сашки, все к нему привыкли и не могли поверить, что его так долго не будет или возможно он погибнет. Буфетчица при упоминании о Сашке плачет, гости грустят. Но проходит несколько лет и все забывают про Сашку. В Гамбринусе появляется новый музыкант-гармонист, но Сашку ему не переплюнуть.
    Кто-то узнает о прибытии Сашки в порт, что он живой и слухи об этом разносятся по всему городу. Временного музыканта вышвыривают за двери пивной, ведь пришёл талант-Сашка.
    Встреча Сашки с людьми, презирающих евреев во главе с Мотькой Гундосым-основной конфликт произведения. Здесь Сашка показывает себя с другой стороны, человеком, способным за себя постоять, за свои интересы.
    «… никто из посетителей Гамбринуса никогда бы не поверил
    бы, что этот смешной, кривляющийся Сашка может говорить так веско и властно.»
    Никто даже не ожидал, что Сашка так бойко даст ответы Гудносому. За это ему придётся вскоре расплатиться, он останется с одной рукой, способной играть. А какой скрипач, с одной рукой?
    Автор даёт нам понять, что карьера скрипача Сашка закончена на этом. Но Сашка и из находит выход, он придумывает скрипку с отростком который он вставляет в рот и играет.
    Зрители как и прежде слушают с восхищением Сашку, жизнь идёт как прежде.
    «Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все
    победит.»
    Сашка своей музыкой помогал людям, они на время забывали про свои проблемы, невзгоды, тяжёлую работу и заказывали свои любимые песни, то, что хотела душа.
    И даже сломанная рука не смогла помешать таланту.

    ОтветитьУдалить
  10. Екатерина
    Прочитано.
    40 из 40 страниц

    Рассказ Куприна «Гамбринус» повествует нам  о жизни одного портового городка во время русско-японской войны и революции в России. Главным героем произведения становится самородок Сашка, который играл на скрипке в пивной "Гамбринус": он "каждый вечер к шести часам уже сидел на своей эстраде со скрипкой в руках и с маленькой беленькой собачкой на коленях".

    Первое что бросается в глаза при прочтении данного рассказа, это специфический стиль написания. Куприн с самого начала окунает нас в жизнь, суету городка, в частности, пивной" Гамбринус". Детально описывая людей, обстановку автор даёт чёткое представление о происходящем, создавая иллюзию того, что все описанное происходит здесь и сейчас. Читатель становится невольным участником посиделок в пивной.

    Образ главного героя Сашки, несомненно, является олицетворением культуры народа. На фоне общей массы людей скрипач очень сильно выделяется: удивительно то, что этот эффект контраста добивается не стандартным методом категоричного деления на "чёрное и белое", а при помощи общего настроения в городе и отношения к Сашке. Сашка стал оплотом мира, радости и утищения абсолютно для всех. Точно так же работает культура и искусство в обществе: они хранят в себе красоту, к которой люди, уставшие от мерских забот, задушеные бытовой рутиной, прибегают и приобщится.

    Главная идея произведения заключена в последних словах Сашки - "Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит."

    ОтветитьУдалить
  11. Действие рассказа происходит в большом портовом городе. Хотя он и не назван, но многие сразу узнают в нем Одессу, где и сейчас есть пивная «Гамбринус».
    Главный герой — скрипач Сашка, еврей, сирота, не имеющий никакого образования. Этот человек обладает настоящим даром, — прекрасной музыкальной памятью и слухом. Он обладает и композиторскими способностями, сочиняет пьесы, основанные на народных еврейских мелодиях. Реализовать свой талант он может, только играя в пивной.Музыка трогает самые простые и грубые сердца: рыбаков, матросов, воров. Сашка завоевал любовь всех, кто только заходит в Гамбринус. Это человек, в котором сочетаются вековая грусть еврейского народа, артистизм, остроумие.рассказе «Гамбринус» писатель раскрывает разные образы человека. Сашка самый уникальный и в то же время самый колоритный персонаж. На первый взгляд он обычный скрипач пивной. Но, если читать произведение до конца, то Сашка становится по-настоящему близок каждому читателю.
    В выступлениях Сашки как бы запечатлена трудная история начала двадцатого века: русско-японская война, затем - революция, сложный период реакции (которое сравнивается в произведении со сном человека в параличе). Сашка может увлечь своих слушателей и романсом, и песнями различных наций, и Марсельезой. Музыка его является выражением народной души.Идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия искусства и торжества над проявлением жестокости, подлости и безнравственности.

    ОтветитьУдалить
  12. Глинка Лера. Произведение прочитано полностью.
    ТЕМА: о жизни посетителей пивного кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе;
    о бессмертии торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и безнравственности.
    ИДЕЯ: Чeлoвeкa мoжнo иcкaлeчить, нo иcкyccтвo вce пepeтepпит и вce пoбeдит.
    ХАРАКТЕРИСТИКА, СЮЖЕТ:
    Сашка — скрипач, «еврей — кроткий, веселый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределенных лет» — главная достопримечательность самой популярной в «бойком портовом городе на юге России» (Одессе) пивной под названием Гамбринус. Впрочем, многие «совсем не знали мудреного имени славного пивного короля», покровителя пивного дела, и говорили: «Идем к Сашке?» Неудивительно, «что среди портовых и морских людей Сашка пользовался большим почетом и известностью, чем, например, местный архиерей или губернатор».
    «Со струн Сашкиной скрипки плакала древняя, как земля, еврейская скорбь, вся затканная и обвитая печальными цветами национальных мелодий». Но Гамбринус постепенно наполняется людьми, и С., выпив вторую кружку пива, начинает свое ежедневное волшебство. Даже на вернувшихся с моря кутящих рыбаков С. действовал «как Орфей, усмирявший волны, и случалось, что какой-нибудь сорокалетний атаман баркаса <...> звероподобный мужичинище, заливался слезами, выводя тонким голосом жалостливые слова песни». Репертуар С. отражал современные события: когда англичане воевали с бурами, исполнялся «Бурский марш», во время франко-русских торжеств — марсельеза, появились и песни о начавшейся русско-японской войне. На эту войну призвали и не помнящего, то ли ему сорок девять, то ли сорок шесть лет, С. Его провожает весь Гамбринус, он оставляет мадам Ивановой Белочку.
    С уходом С. Гамбринус захирел. Но от него не было вестей ни через месяц, ни через год. Через два года, когда о С. все — даже «беленькая собачка» — забыли, он неожиданно появился в Гамбринусе. Он «не был даже ни разу ранен, хотя участвовал в трех больших битвах», был в плену. Ни одного героя не встречали так, как С. Но лишь мадам Иванова заметила: несмотря на паясничанье, из его глаз «не только не исчезло выражение ужаса и тоски, которые она видела в них при прощании, но стало еще глубже и значительнее».
    Кульминация рассказа — в восьмой главе, изображающей «время, похожее на сон в параличе», когда победители «проверяли свою власть, еще не насытясь вдоволь безнаказанностью». В один из таких дней десять погромщиков пришли в Гамбринус. В пивной все знали, что это сыщики и палачи. Один из них «некто Мотька Гундосый», «прежде вор, потом вышибала в публичном доме, затем сутенер и сыщик, крещеный еврей» потребовал исполнения гимна в честь царя. С. отказался, подняв отступника от иудейской веры на смех («весь Гамбринус расхохотался»). Все поразились вескости и властности голоса С., обычно смешного и кривляющегося, когда он назвал Мотьку «убийцей», а затем своей скрипкой ударил его по виску. Гамбринус спас своего кумира. Но час спустя, когда С. шел домой, несколько человек напали на него и отвели в участок как политического.
    Последняя главка рассказа начинается фразой: «Теперь вторично и окончательно считали С. похороненным». А через три месяца он появился в Гамбринусе, но со «скрюченной и точно смятой» левой рукой: его изувечили в участке, причем так, чтобы он никогда не мог играть на скрипке. И когда все решили, что не услышат Сашкиной песни, тот «здоровой рукой вынул из кармана» «наивную свистульку», заиграл в сопровождении аккомпаниатора «Чабану». Как отмечает Куприн, «свистулька пела на языке, к сожалению, еще непонятном ни для друзей Гамбринуса, ни для самого С.: — Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога