Ю. В. Трифонов «Дом на набережной»
История взросления в конце 30-х школьников из московского Дома правительства, основанная на воспоминаниях Трифонова: его отец был героем революции и важным советским чиновником.
Главные события разворачиваются уже после войны: один из героев влюбляется в бывшую одноклассницу и предаёт её отца, красного профессора, во время очередной кампании травли. В повести почти ничего не говорится о Большом терроре конца 30-х, когда были уничтожены многие обитатели дома, включая отца Трифонова, — тем не менее это одно из самых жёстких высказываний о сталинском времени (даже в его относительно мирной и благополучной части), анатомия повседневного страха, конформизма и предательства. После выхода повести здание на улице Серафимовича, 2, получило новое общепринятое название — Дом на набережной.
Главные события разворачиваются уже после войны: один из героев влюбляется в бывшую одноклассницу и предаёт её отца, красного профессора, во время очередной кампании травли. В повести почти ничего не говорится о Большом терроре конца 30-х, когда были уничтожены многие обитатели дома, включая отца Трифонова, — тем не менее это одно из самых жёстких высказываний о сталинском времени (даже в его относительно мирной и благополучной части), анатомия повседневного страха, конформизма и предательства. После выхода повести здание на улице Серафимовича, 2, получило новое общепринятое название — Дом на набережной.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьПрочитано полностью. Писателя глубоко волновала социально-психологическая характеристика современного общества. И, в сущности, все его произведения этого десятилетия, героями которого были в основном интеллигенты большого города, - о том, как трудно порой сохранить человеческое достоинство в сложных, засасывающих переплетениях повседневного быта, и о необходимости сберегать нравственный идеал в любых обстоятельствах жизни. Время в «Доме на набережной» определяет и направляет развитие сюжета и развитие характеров, временем проявляются люди; время - главный режиссер событий. Пролог повести носит откровенно символический характер и сразу же определяет дистанцию: «...меняются берега, отступают горы, редеют и облетают леса, темнеет небо, надвигается холод, надо спешить, спешить - и нет сил оглянуться назад, на то, что остановилось и замерло, как облако на краю небосклона» Трифонов Ю.В. Дом на набережной. - Москва: Вече, 2006. С. 7. Далее ссылки по тексту приводятся из этого издания.. Главное время повести - это социальное время, от которого герой повести чувствует свою зависимость. Это время, которое, беря человека в подчинение, как бы освобождает личность от ответственности, время, на которое удобно все свалить. «Не Глебов виноват, и не люди, - идет жестокий внутренний монолог Глебова, главного героя повести, - а времена. Вот путь со временами и не здоровается» С.9.. Это социальное время способно круто переменить судьбу человека, возвысить его или уронить туда, где теперь, через 35 лет после «царствования» в школе, сидит на корточках спившийся, в прямом и переносном смысле слова опустившийся на дно Левка Шулепников, потерявший даже свое имя «Ефим - не Ефим», гадает Глебов. И вообще - он теперь не Шулепников, а Прохоров. Трифонов рассматривает время с конца 30-х годов по начало 50-х не только как определенную эпоху, но и как питательную почву, сформировавшую такой феномен уже нашего времени, как Вадим Глебов. Писатель далек от пессимизма, не впадает он и в розовый оптимизм: человек, по его мнению, является объектом и - одновременно -субъектом эпохи, т.е. формирует ее.
ОтветитьУдалитьХудяшова Эрна
ОтветитьУдалитьПрочитано полностью
Важные трудности повести общественные. Трифонов смотрит «смену власти» в русском обществе, состарившихся идеологов, аналогичных Ганчуку, на замену коим приехали беспринципиальные подхалимы. При всём различии данных типов, 1-ые, нынче кажущиеся приличными революционными романтиками, в своё время были ожесточенными убийцами из-за идеи. Как раз они породили образ подхалимов времён застоя. «Дом на набережной» зарекомендовал, собственно что эталоны социализма погибают совместно с поколением преобразователей.
В данный момент поведение головного героя практически не видится бесчестным. Прогрессивное разговор не склонно к интеллигентской рефлексии, действия для себя во благо нередко доставляют неудобства иным. Повесть демонстрирует, как поменялась социальная нравственность за 50 лет.
С соц задачами сплетены психические. Глебов отыскивает оправданий собственному приспособленчеству. Он не элементарно желает существовать в вещественном достатке и владеть признание в обществе. Он пробует объединить эти блага с внутренней гармонией. Трифонов злорадствует, вследствие того собственно что как один это и не удаётся герою: его старость безотрадна и тревожна. Он не передал собственные «ценности», позволившие ему вынести все тяготы и приспособиться, дочери, собирающейся замуж за человека другого круга.
Философская неувязка значения жизни важная в повести. Ключевой герой сузивает её до домашних удобств и выгод. Он приносит в жертву любовью из-за безотрадного благополучия.
В центре рассказа «Дом на набережной» стоят те же проблемы, что и в рассказе «Обмен». Эта ситуация выбора, когда человек сталкивается с дилеммой, нарушая моральный закон или нет, является соотношением между истинным и ложным, компромиссом и предательством.
ОтветитьУдалитьГлавные герои рассказа - Глебов и Шулепа - проходят этот путь, хотя каждый по-своему.
Описывая семью Глебова, Трифонов пытается показать происхождение этого предательства и, в целом, «философию жизни», которой его герой будет следовать на протяжении всей своей жизни. От матери он наследует энергию и желание покинуть социальную среду, в которой он находит себя, и своего отца, свою хитрость и свою «мирскую мудрость», которая сводится к принципу «не Не наклоняйся ", клянусь перед начальством и готов к злу победить. ,
Шулепа - это своего рода «двойной» Глебов в истории. То, что ищет Шлебов и к чему он мучительно ревнует, исходит от Шулепа. Он не сталкивается с задачей выхода из ничтожества и нищеты, с его возвышенного положения, а также со всеми его сверстниками, о которых можно только мечтать - он был вокруг него с детства. Тем не менее, он хорошо знает о цене, заплаченной за это: власть исходит от его тестя (сначала, а затем от другого), то есть он полагается на способность матери Шулепа, чтобы «поселиться хорошо» в жизни, найти мощного и безопасного защитника. Шулепе знаком с чувством стыда и унижения, которое провоцирует такое положение вещей, и, как своего рода защитная реакция, он циничен, он знает, что "цена, которую нужно заплатить за людей", в отличие от Сони, Например, кто искренне чувствует свои чувства к Глебову и кто не любит людей «о себе». Возможно, именно поэтому Шулепа не считает постыдным относиться к другим с большим уважением ( в отличие от самой Sony), тем самым компенсируя собственное унижение. Именно потому, что Шулепе изначально получил больше, он, наконец, оказался более добрым и честным, чем Глеб. Он находит в себе смелость перестать «играть роль» и одеваться по-иностранному.
Желание «заманить в ловушку» не для того, чтобы строить свою жизнь на реальных заслугах, а на интригах, создании воображаемых научных работ и других персонажей в истории отличается. Это те, кого Ганчук называет «буржуазными элементами», которые он сам не завершил во время «чисток» 1920-х годов. Технический директор организует преследования в Институте. Заслуги самого учителя не воображаемы, и его семья живет с искренним интересом к науке. Они открыты для окружающих людей, они не терпят, когда им служат, они стараются общаться со всеми на равных. Но в этом заключается и их главная проблема. Ганчуки слишком оторваны от жизни. Искреннее желание увидеть других людей того же порядка и силы говорит о том, что они не могут вовремя понять, с кем имеют дело. Они не замечают, что происходит с их дочерью. Долгое время они не осознавали возросшего интереса Глебова к квартире, загородному дому, лифту и другим выгодам, которые заработал Ганчук, но это не имело значения.