В. О. Пелевин «Чапаев и Пустота»
Действие романа происходит сразу в двух временных измерениях — в середине 1990-х и во время Гражданской войны.
Поэт-декадент Пётр Пустота сходится с Чапаевым, командиром дивизии Красной армии, вместе с тем периодически Пётр осознаёт себя пациентом психиатрической клиники 90-х и присоединяется к коллективным галлюцинациям других больных. Этот множественный сон заселён образами масскульта — от фурмановских персонажей до Шварценеггера. Персонажи выступают проводниками дзен-буддистской философии, что придаёт происходящему комический эффект. Именно благодаря «Чапаеву и Пустоте» Пелевина узнаёт и признаёт широкая аудитория.
Поэт-декадент Пётр Пустота сходится с Чапаевым, командиром дивизии Красной армии, вместе с тем периодически Пётр осознаёт себя пациентом психиатрической клиники 90-х и присоединяется к коллективным галлюцинациям других больных. Этот множественный сон заселён образами масскульта — от фурмановских персонажей до Шварценеггера. Персонажи выступают проводниками дзен-буддистской философии, что придаёт происходящему комический эффект. Именно благодаря «Чапаеву и Пустоте» Пелевина узнаёт и признаёт широкая аудитория.
Виктор Пелевин – современный российский читатель, его произведения достаточно популярны и каждое имеет свой глубокий смысл. На мой взгляд, все его произведения содержат в себе глубокую философию, которую поймет далеко не каждый. А чтобы ее понять, необходимо хорошенько проанализировать роман. Роман «Чапаев и Пустота» не является исключением.
ОтветитьУдалитьСамо действие в романе происходит в так называемых двух мирах: первый – дивизия главного героя Чапаева, это происходит в период Гражданской войны в России (1918-1919 года); второе – дом для душевнобольных, то есть в сумасшедшем дома, это происходит во времена «Лихих девяностых» (середина 1990 годов).
Рассмотрим главного героя: Петр Пустота – творческий высокоинтеллектуальный поэт. Также герой явно страдает шизофренией, у него достаточно много полученных в детстве травм, что и стало причиной его раздвоения личности. Петр Пустота является соединительным звеном тех самых двух миров, о которых было сказано прежде. Теперь рассмотрим второго героя – Чапаева. Чапаев – учитель Петра, хотя это громко сказано. Автор называет его гуру для ученика Пустоты. Чапаев не менее странный, чем Петр. Чапаев – он склонен к мистике и является сторонником религиозно-мистического мировоззрения, а также занимается оккультизмом (сторонник наук и мистик, которые занимаются скрытыми силами и явлениями в человеке, природе и мире в целом). Чапаев рассказывает свои мысли, раскрывает себя Пустоте, говоря о своих представлениях о человеке и мире, в котором он живет.
Ученик гуру – Пустота как бы живет в двух мирах. При всем при этом, он даже представления не имеет, какой из этих миров действительно существует. Хотя есть предположения, что ни один из этих миров вообще не существуют, возможно предположить, что это все – всего лишь плод его воображения, и существуют эти миры только из-за веры в них. Если же смотреть с медицинской точки зрения, что у героя просто напросто диссоциативное расстройство личности.
Хотелось бы также обсудить фамилию Петра – Пустота. Этой фамилией автор хотел показать, что в сущности ничего не существует, то есть везде пустота. А то, что существует является лишь плотом нашего воображения. Как говорил Чапаев: «Все, что мы видим, находится в нашем сознании, Петька. Поэтому сказать, что наше сознание находится где-то, нельзя. Мы находимся нигде просто потому, что нет такого места, про которое можно было бы сказать, что мы в нем находимся. Вот поэтому мы нигде». Возможно, герои пытаются найти себя в каком-либо из миров или же найти свой идеал, а скорее даже создать его.
Таким образом, автор пытается донести до читателя, что у каждого своя действительность, так называемое собственное Я. Роман «Чапаев и Пустота» заставляет задуматься читателей над смыслом существования жизни и в целом существования реального мира.
ОтветитьУдалитьПрочитано на 70 %.
Роман написан в жанре постмодернизма.
Виктор Пелевин представляет современный мир как техногенный
прогресс, мир нового поколения, нового мышления с наркотиками и грибами.
«Чапаев и пустота»-первый роман в литературе действие которого разверчивается в пустоте.
Характеристика главного героя:
Главный герой является проводником сюжетом
Страдающий герой, целью которого является обретение свободы
Три главных составляющих в произведении:
1. Где? — Нигде.
2. Когда? — Никогда.
3. Кто? — Не знаю.
Возможно ли истинное учение?
«Свобода бывает только одна, когда ты свободен от всего, что строит ум. Эта свобода называется «не знаю».
Автор показывает, что бесконечный мир-это множество разных миров и что граница между ними очень относительная, пределы её только в нашем сознании.
Реальны ли все миры? Да, реальны, но мы видим только примитивно 1 мир, в котором мы существуем физически.
Действие романа происходит одновременно в двух местах-это в дивизии Чапаева и в сумасшедшем доме, также в разное время. Соединяет эти два места образ Петра Пустоты-комиссара, шизофреника, поэта. У него с детства сломана психика, а с юности раздвоение личности из-за прочитанных им философских книг.
Он то представляет себя поэтом, то воображает как расстреливают из пулемётов Вселенную.
Пустота в романе-относительности всего сущего. «Любая форма — пустота».
Мир вокруг нас-это лишь представление о нем.
«Ты и есть абсолютно все, что только может быть, и каждый в силах создать собственную вселенную».
Герои абсолютно спокойно перемещаются из одного мира в другой
Пустота-представляет собой творческую богему, Сердюк-интеллигенцию, которая спилась, Володин-новых русских.
Герои произведения ищут идеал
Роман является философским и на протяжении всего произведениях герои задаются вопросом: «Реален ли мир? » И все герои сводятся к тому, что мир нереален.
Чапаев и пустота постоянно спрашивают друг друга вопросы о реальности и пытаются доказать свою точку зрения.
«Чапаев и Пустота»-метафилософская проза
Этот критический роман рассматривает модель эстетики постмодернизма. Шанс, непознаваемость, многомерность бесконечного мира наиболее подходящим образом выражены в этом тексте. В. Пелевин, который называет себя «турбо-реалистом», рассматривает современный мир как взрывную смесь техногенной мысли, восточной философии, компьютерных технологий, рок-музыки и «допинга» (наркотики, ядовитые грибы и т. Д.). , В то же время человечество неустанно борется за решение вечных вопросов о значении опыта и опыта. Общее сознание современного человека, однако, не способно понять мир. Пелевин предлагает не врезаться в стену, а любить и принимать ее - и стена станет проницаемой. Три знаменитых чапаева в тексте:
ОтветитьУдалить1. где? - никуда.
2. когда? Никогда.
3. кто? - Я не знаю.
Таким образом, в эстетике постмодернизма устраняется проблема пространства, времени, героя и реализуется авторская идея принципиальной невозможности «истинного учения». «Свобода - это только когда ты свободен от всего, что строит ум. Эта свобода называется «я не знаю».
Роман развивается в двух пространственно-временных плоскостях: в отделе Чапаева (1919) и в сумасшедшем доме (90-е годы). Совмещает в себе их образ Петра Пустоты, куратора, поэта, шизофреника. «Каждая форма пуста ... Пустота - это любая форма». Бытие равносильно мышлению, и мир вокруг нас - это только наша идея об этом.
Пелевин развеял миф о героизме гражданской войны, пародирует и переосмысливает все. Революционные моряки пьют «Балтийский чай» с кокаином, надевают пулеметные ремни, как бюстгальтеры, Ильич - маразматик, Котовский - кокаин, Анка - декадент, эмансипированный, одетый в бархатное вечернее платье. Автор называет песню в исполнении Бунина штаперными, стихотворение Христа в Блоке хромает за патрулем, а главный герой Чапаев - мистик, оккультист, гуру для своего ученика Петки, которому он внушает глубокие мысли о мир и человек. Если Бытие равно мысли об этом, то сознание является проектом мира, и мы создаем его сами. «Вы абсолютно все, что можете, и у каждого есть сила создать свою собственную вселенную». По словам Пелевина, из-за иллюзорности понятий «пространство» и «время» человек не имеет вида на жительство в одном из миров.
Герои легко перемещаются из одного мира в другой, из эпохи гражданской войны в современную реальность. Предзнаменование Бухи, Беловежское соглашение, Филипп Киркоров в качестве примера культуры эрзаца, съемки Белого дома были распространены вокруг романа Пелевина.
Произведение прочитано на 80%.
ОтветитьУдалитьВ романе Виктора Пелевина "Чапаев и Пустота" главным героем представлен – Петр Пустота. Действие начинается с того, что он, спасаясь от преследования, сбегает из революционного Петрограда в Москву. Тут он встречает своего бывшего одноклассника по гимназии, Фон Эрнена. Тот оказывается сотрудником ЧК по кличке Григорий Фанерный, который едва не арестовал главного героя.
"Пустота" — это слово не просто говорящая фамилия главного героя, это и лейтмотив истории, её завязка, кульминация и единственный смысл. Где происходит знакомство с главным героем, характер которого, в общем-то, остается неизменным на протяжение всего романа: Петр Пустота — печальный интеллектуал и поэт, который, конечно, не имеет ничего общего с реально существующим Петькой, соратником Чапаева.
Роман собран из частей, как череда «вставных историй», вращающихся вокруг центрального сюжета: пути Петра Пустоты к неожиданному просветлению (сатори).
Главная проблема Пустоты - как выкинуть эти невыносимые мысли и чувства самому, оставив свой так называемый внутренний мир на какой-нибудь помойке.
Главный герой выступает, как проводник сюжета. Он является бунтующим (страдающим) типом. Данный герой на протяжении всего романа путешествует как внешне, так и внутри своих мыслей, для того чтобы обрести себя. Пустота приследует цель : обрести свободу. Он также имеет тайну: невозможность "истинного учения". Но его достоинства в том, что он стремиться понять себя. Но его недостаток, это не самостоятельность.
Композиция романа:
Экспозиция - встреча Петра и Эрнен.
Завязка - по пути из "Музыкальной. табакерки", дремота Пустоты.
Точка невозврата - Петр узнает о способе лечения своего заболевания.
Кульминация - Пустота отправляется в лес с Володиным.
Развязка - выписка из лечебницы.
Финал - Петр в мире внутренней Монголии.
Внутренний конфликт выявлен в словах героя: "Как я уже сказал, этот подсознательный конфликт есть сейчас практически у каждого. Я хочу, чтобы вы осознали его природу. Понимаете ли, мир, который находится вокруг нас, отражается в нашем сознании и становится объектом ума".