И. А. Бунин «Жизнь Арсеньева»

Роман о воспитании и становлении художника и об идеализированной дореволюционной России, в котором Бунин совершенно отдаётся ностальгии: детство в импрессионистских пейзажах отцовского имения, поступление в гимназию, первые литературные опыты, арест старшего брата — народовольца, странствия по России и драматическая любовная история, во многом напоминающая историю отношений Бунина с его первой, гражданской женой Варварой Пащенко. 

Хотя автор настаивал, что написал «автобиографию вымышленного лица», сходство этого лица с автором очевидно, как и в произведениях Аксакова («Детские годы Багрова-внука») и Льва Толстого («Детство», «Отрочество», «Юность»), традицию которых Бунин продолжает этой книгой. Роман превозносила эмигрантская критика; Марк Алданов назвал его «одной из самых светлых книг русской литературы», а сам Бунин полагал, что именно «Жизнь Арсеньева» в 1933 году принесла ему, первому из русских писателей, Нобелевскую премию.

Комментарии

  1. «Жизнь Арсеньева» - автобиографический роман Ивана Бунина, который написан в пяти частях. Автобиографическим он является потому, что в нем можно увидеть довольно-таки много запечатленных фактов о самой жизни автора, в произведении есть отголоски воспоминаний Бунина о своей жизни, воспоминания о людях и местах, в которых он рос и бывал. В романе также можно увидеть большое количество описаний природы, пейзажей: «…много серых и жестких зимних дней, много темных и грязных оттепелей...когда лица у всех делались скучны, недоброжелательны, - первобытно подвержен русский человек природным влияниям!». Однако самое интересное в романе является его «подача», ведь роман ведется в форме монолога от лица главного героя. Благодаря такой форме читатель глубже проникает в жизнь самого рассказчика – Алексея Арсеньева, словно сам переживает все моменты и этапы жизни героя. Этот монолог, рассказ от первого лица и является «фишкой» произведения. Это новшество, раннее не использованное до Бунина; этим самым писатель вышел за рамки доступного и показал свою «не стереотипность».
    Итак, кто же такой Алексей Арсеньев? Алексей, как уже было сказано прежде, - рассказчик. Он рассказывает нам о своей жизни, начиная с самого детства. Мы узнаем его этапы жизни от младенчества, пытавшегося познать мир; проходим с ним через отрочество, юность, в которых он анализирует самого себя, находит первые задатки самоанализа; затем мы видим переход от юношеского возраста к взрослению, тот самый этап, когда человек становится уже более самостоятельным, когда появляется настоящая свобода, первая любовь, первые ошибки. Однако эта самая любовь приводит к трагическому событию – смерть Лики.
    Характерной особенностью образа главного героя является его разделения на двух героев, которые имеют разную задачу. «Первый» герой – сам Арсеньев, рассказывающий о своей жизни, о своих ошибках, своем пути. Он делится с читателями своими чувствами и эмоциями: «младенчество свое я вспоминаю с печалью. «Вторым героем» является повествователь, он не рассказывает о жизни, он скорее оценивает, как человек, набравшийся опыта, знающий много о жизни: «Каждое младенчество печально: скуден тихий мир, в котором грезит жизнью еще не совсем пробудившаяся для жизни, всем и всему еще чуждая, робкая и нежная душа.»
    С помощью «первого» героя, мы можем поподробнее узнать о самом Алексее. Мы узнаем, что мать для него много значила: «С матерью связана самая горькая любовь всей моей жизни», мы читаем воспоминания о гимназии, переход к взрослой жизни и тп.
    Таким образом, на мой взгляд, каждый герой имеет свою цель и задачу. «Первый» - субъективное мнение, свое отношение к людям, явлениям и жизненным ситуациям. «Второй» герой – объективное мнение. И, несмотря на то, что повествование ведется от одного лица, благодаря этому «разделению героев», читатель видит ситуацию с разных сторон, это увеличивает интерес к прочтению данного произведения.

    ОтветитьУдалить
  2. «Жизни Арсеньева» - это произведение, в котором автор описал факты из своей жизни. Роман описывает детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе и учение в гимназии, картины русской природы и быт нищающего русского дворянства в глубинке.
    Тема романа, − показать рост личности на разных этапах жизни, её изменение, мировоззрение, какие-то припятсвия в жизни.
    Идея романа - это личностный рост человека. Это желание повстречать в жизни много впечатлений.

    Встречаются проблемы – жизни, любови, смерти.

    В романе И.А Бунина «Жизнь Арсеньева» мы знакомимся с главным героем, который является проводником сюжета. Алексей находится с нами с самого начала и до конца романа. Алексей Александрович Арсеньев- это герой автобиографического характера. Бунин в романе намекает на то, что все этапы развития, которые были у Алексея, он прошёл лично.
    Алексей Арсеньев – как я и писала выше, это герой, который прошёл несколько ступенек развития. От маленького ребёнка, в котором Бунин рассказывает нам о том, что герой воспринимает мир вокруг себя при помощи звуковых и зрительных сигналов. Дальше он начинает ощущать время, встречает людей у которых есть своё мнение и своя жизненная позиция. И потом он приходит к тому, что он начинает заниматься самоанализом. В результате он обретает первую любовь, знакомится с таким понятием как эгоизм и осознаёт ,что такое внутренне Я. Арсений гордится своим родом — «знатным, хотя и захудалым», тоскует о его былом величии и богатстве. У Арсения -«повествователя» очень силен мотив тоски по родине: «и вожделенное отечество подаждь ми». Лирический герой, его не интересуют «социально-общественные задачи искусства». Это человек, который растворён в природе.
    Достоинства Арсения в том, что у него обострена чуткость ко всему — «зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист суслика в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги». В том, что он готов бросить всё лишь бы быть с любимой Ликой, но это можно отнести так же и к недостаткам. Бросить то, к чему так лежит душа, то чем занимаешься всю жизнь, ради человека. Любовь к Лике сделала его слабым.
    Я бы отнесла Арсения к романтическому герою, герой-любовник, поступки которого в основном определяются его внешним конфликтом с обществом. Как правило, данный тип героя — это странник, постоянно убегающий от самого себя.
    Цель героя - путешествие души юного героя, необыкновенно свежо и остро воспринимающего мир. Тайна героя – это то внутреннее его состояние, которое он держит в себе. Это его любовь к Лике, ради которой он готов всё бросить.
    Образ Арсения можно построить из 3 элементов: это искусство, любовь и природа.
    В романе смерть и забвение отступают перед силой любви, перед обостренным чувством — героя и автора — жизни.
    Сам Бунин позже писал о созданном им образе: «Я хотел показать жизнь одного человека в узком кругу вокруг него. Человек приходит в мир и ищет в нем место, как и миллионы ему подобных: он работает, страдает, мучается, проливает кровь, борется за свое счастье и в конце концов или добивается своего, или, разбитый, падает на колени перед жизнью. Это все!.. Арсеньев, Дипон, Диран, можете назвать героя как угодно, суть дела от этого нисколько не изменится».

    ОтветитьУдалить
  3. «Жизни Арсеньева» - это произведение, в котором автор описал факты из своей жизни. Роман описывает детские впечатления и впечатления отрочества, жизнь в усадьбе и учение в гимназии, картины русской природы и быт нищающего русского дворянства в глубинке.
    Тема романа, − показать рост личности на разных этапах жизни, её изменение, мировоззрение, какие-то припятсвия в жизни.
    Идея романа - это личностный рост человека. Это желание повстречать в жизни много впечатлений.

    Встречаются проблемы – жизни, любови, смерти.

    В романе И.А Бунина «Жизнь Арсеньева» мы знакомимся с главным героем, который является проводником сюжета. Алексей находится с нами с самого начала и до конца романа. Алексей Александрович Арсеньев- это герой автобиографического характера. Бунин в романе намекает на то, что все этапы развития, которые были у Алексея, он прошёл лично.
    Алексей Арсеньев – как я и писала выше, это герой, который прошёл несколько ступенек развития. От маленького ребёнка, в котором Бунин рассказывает нам о том, что герой воспринимает мир вокруг себя при помощи звуковых и зрительных сигналов. Дальше он начинает ощущать время, встречает людей у которых есть своё мнение и своя жизненная позиция. И потом он приходит к тому, что он начинает заниматься самоанализом. В результате он обретает первую любовь, знакомится с таким понятием как эгоизм и осознаёт ,что такое внутренне Я. Арсений гордится своим родом — «знатным, хотя и захудалым», тоскует о его былом величии и богатстве. У Арсения -«повествователя» очень силен мотив тоски по родине: «и вожделенное отечество подаждь ми». Лирический герой, его не интересуют «социально-общественные задачи искусства». Это человек, который растворён в природе.
    Достоинства Арсения в том, что у него обострена чуткость ко всему — «зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист суслика в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги». В том, что он готов бросить всё лишь бы быть с любимой Ликой, но это можно отнести так же и к недостаткам. Бросить то, к чему так лежит душа, то чем занимаешься всю жизнь, ради человека. Любовь к Лике сделала его слабым.
    Я бы отнесла Арсения к романтическому герою, герой-любовник, поступки которого в основном определяются его внешним конфликтом с обществом. Как правило, данный тип героя — это странник, постоянно убегающий от самого себя.
    Цель героя - путешествие души юного героя, необыкновенно свежо и остро воспринимающего мир. Тайна героя – это то внутреннее его состояние, которое он держит в себе. Это его любовь к Лике, ради которой он готов всё бросить.
    Образ Арсения можно построить из 3 элементов: это искусство, любовь и природа.
    В романе смерть и забвение отступают перед силой любви, перед обостренным чувством — героя и автора — жизни.
    Сам Бунин позже писал о созданном им образе: «Я хотел показать жизнь одного человека в узком кругу вокруг него. Человек приходит в мир и ищет в нем место, как и миллионы ему подобных: он работает, страдает, мучается, проливает кровь, борется за свое счастье и в конце концов или добивается своего, или, разбитый, падает на колени перед жизнью. Это все!.. Арсеньев, Дипон, Диран, можете назвать героя как угодно, суть дела от этого нисколько не изменится».

    ОтветитьУдалить
  4. И.А.Бунин “Жизнь Арсеньева”
    Прочитано 30% и краткое содержание.
    «Жизни Арсеньева» - это произведение,состоящее из пяти частей, в которыъ автор описал факты из своей жизни. Роман описывает детские впечатления, жизнь в усадьбе и учение в гимназии, картины русской природы и русского быта русского дворянства в глубинке.
    В романе И.А Бунина «Жизнь Арсеньева» встречаемся сглавным героем, который является проводником сюжета.От начала и до конца мы следуем за ним.
    Алексей Александрович Арсеньев- это герой автобиографического характера. Бунин в романе отражает то, что все этапы развития , которые прошёл Алексей, он прошёл лично.
    Главный герой Алексей Арсеньев – это герой, который прошёл несколько этапов развития своей личности,себя. От маленького ребёнка, в котором Бунин рассказывает о том, что ребёнок,которым он был воспринимал мир вокруг себя при помощи звуковых и зрительных сигналов. После он начинает чувствовать время, встречает людей у которых есть своё мнение и своя жизненная позиция. И потом жизнь приводит его к тому, что он начинает заниматься самоанализом. В результате Алексей обретает первую любовь, знакомится с таким понятием как эгоизм и осознаёт ,что такое внутреннее Я. Арсеньев гордится своим родом — «знатным, хотя и захудалым», тоскует о его былом величии и богатстве. У самого «повествователя» очень силен мотив тоски по родине: «и вожделенное отечество подаждь ми». Лирический герой, его не интересуют «социально-общественные задачи искусства». Этот человек растворён в природе.
    Достоинства Алексея в том, что у него обостренная чуткость ко всему — «зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист суслика в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги». Он готов бросить всё лишь бы быть с любимой Ликой, но это можно отнести так же и к недостаткам. Бросить то, к чему так лежит душа, то чем занимаешься всю жизнь, ради человека. Любовь к Лике ослабила его.
    Алексея можно романтическому герою, герой-любовник, поступки которого в основном определяются его внешним конфликтом с обществом.Данный тип героя — это странник, постоянно убегающий от самого себя.
    Автор позже писал о созданном им образе: «Я хотел показать жизнь одного человека в узком кругу вокруг него. Человек приходит в мир и ищет в нем место, как и миллионы ему подобных: он работает, страдает, мучается, проливает кровь, борется за свое счастье и в конце концов или добивается своего, или, разбитый, падает на колени перед жизнью. Это все!.. Арсеньев, Дипон, Диран, можете назвать героя как угодно, суть дела от этого нисколько не изменится».
    Цель Арсеньева - путешествие души, необыкновенно свежо и остро воспринимаемой мир. Его тайна – это то внутренне состояние, которое он держит в себе. Это его любовь к Лике, ради неё он готов всё бросить.
    Образ Арсеньева можно составить из 3 элементов: это искусство, любовь и природа.
    В романе смерть и забвение отступают перед силой любви, перед обостренным чувством — героя и автора — жизни.
    Тема романа − показать рост личности на разных этапах жизни,изменения, освоение мировоззрения, преодоление трудностей.
    Идея романа - это личностный рост человека.
    Затронуты проблемы любви,жизни и смерти.

    ОтветитьУдалить
  5. «Жизнь Арсеньева» Эссе
    1) Анализ образа Алексея Арсеньева : Алексей Арсеньев является неким прообразом Бунина, в романе очень много намеков на это. Бунин будто-бы описывает этапы своео жизненого пути, начиная с младых лет и заканчивая двадцатилетием. От примитивного восприятия мира, через юношество и отрочество, до глубокой любви.
    Как писал сам Бунин: «Я хотел показать жизнь одного человека в узком кругу вокруг него. Человек приходит в мир и ищет в нем место, как и миллионы ему подобных: он работает, страдает, мучается, проливает кровь, борется за свое счастье и в конце концов или добивается своего, или, разбитый, падает на колени перед жизнью. Это все!.. Арсеньев, Дипон, Диран, можете назвать героя как угодно, суть дела от этого нисколько не изменится». Образ Арсеньева можно рассматривать с двух этапов – «юношество» - молодой человек, со всеми исходящими свойствами, допускаемыми ошибками, делающим первые жизненные умозаключения, и второй этап «поживший» - человек уже умеющий трезво оценивать происходящее, рефлексировать и смотреть на «юношество» с высоты опыта.
    2) Анализ образа Лики: Лика – это образ заключающий в себе всех женщин, которых любил Бунин. Любовь Бунина и Лики раскрывает ее харрактер через несколько этапов. Сначала она беспечно относилась с Арсеньеву и лишь изредка позволяла себе проявление нежности, она девушка, которая еще не научилась любить и быть любимой. Позже Арсеньев решает что цель всей его жизни это творчество, и теперь любовь к Лике становится иной, и уже более похожа на привязанность.
    Лика не имела ничего в жизни кроме этой любви, и когда поняла, что теряет ее, начала терять и себя. Она не смогла заполучить с ним «вечную неразлучность» и это ее губит.
    3) Особенности композиции: Произведение делится на пять частей, каждая из которых является «периодом духовного труда героя», каждый период сводится к вопросу понимание жизни и поступков окружающих главного героя персонажей. Части идут в хронологическом порядке, и мы наблюдаем за взрослением персонажа и осознанием им своего призвания через пять основных этапов.
    4) Проблема взросления в произведении: Наблюдение за Арсеньевым можно сравнить с цветением розы, от бутона до прекрасного цветка. Мы наблюдае за расширением человеческого сознания от юного наивного мальчика до окрепшей творческой личности, способной к самоанализу. Проблематика взросления раскрывается через проблемы с которыми сталкиваетс герой, а главной силой этого процесса является его любовь, проходящая несколько фаз, меняясь, меняя и героя. Некоторые исследователи настаивают что роман не является автобиографичным, а сам Бунин вообще писал о том, что он вкладывает в своего героя, так же как и остальные писатели, не больше не меньше, а часть своей души. Так что в романе можно наблюдать черты возрастной психологии и понять, как происходит становление творческой личности, через что для этого проходят люди. И мне нравится склонятся к тому, что это не про Бунина, ибо тогда это от части обо всех и о каждом.

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить

  7. Боняк Александра.
    Прочитано произведение полностью.
    Главное в романе – расцвет человеческой личности, рост ее до тех пределов, пока она не оказывается способной вобрать в себя огромное количество впечатлений. "Бессмертные творят, смертные производят себе подобных."
    Передо мной исповедь большого художника, воссоздание им с величайшей подробностью той обстановки, где впервые проявились его самые ранние творческие импульсы. У Арсеньева обострена чуткость ко всему – «зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту ландыша или старой книги». Если пространственное познание мира протекает строго по времени, то эстетическое- по Бунину – независимо от времени, преодолевает его и даже самое смерть .
    Алексей Арсеньев – главный герой романа «Жизнь Арсеньева».
    И произведение даёт мне право назвать этого персонажа автобиографичным, так как писатель наделил его в некоторой степени своим жизненным опытом. В произведении видно, как герой проходит несколько этапов развития – от ребенка до молодого мужчины. Параллельно с этим Алексей осмысливает и окружающий его мир.
    " На этом острове, две тысячи лет тому назад, жил человек, совершенно запутавшийся в своих жестоких и грязных поступках, который почему-то забрал власть над миллионами людей и который, сам растерявшись от бессмысленности этой власти и от страха, что кто-нибудь убьет его из-за угла, наделал жестокостей сверх всякой меры, - и человечество навеки запомнило его, и те, что в совокупности своей, столь же непонятно и, по существу, столь же жестоко, как и он, властвуют теперь в мире, со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил на одном из самых крутых подъемов острова."
    Кульминация внутренней борьбы Алексея происходит, когда он влюбляется в Лику. Чтобы быть с этой женщиной, ему необходимо перебороть собственный эгоизм и желания. Однако это ему не удается, что приводит к гибели любимой.
    Что касается остальных персонажей, то все они видятся читателю глазами главного героя. Поэтому не удивительно, что члены его семьи, в детстве представлявшиеся ему идеальными, постепенно «тускнеют» и деградируют под воздействием обстоятельств.
    «Жизнь Арсеньева» - едва ли не самая оригинальная и необычная книга в творчестве Бунина и по жанру, и по своеобразию поставленных проблем, и по тону повествования. «Это не повесть, не роман, не рассказ, - замечал К.Паустовский. – Это веешь нового, ещё не названного жанра. Это слиток из всех земных радостей, горестей, очарований и размышлений. Это – удивительный свод событий одной человеческой жизни, скитаний, стран, городов, морей, но среди этого многообразия земли на первом месте всегда наша Средняя Россия».
    Тема романа − показать рост личности на разных этапах жизни,изменения, освоение мировоззрения, преодоление жизненных трудностей.
    Идея романа - это личностный рост человека.
    Проблематика: любвь, жизнь и смерть.

    ОтветитьУдалить
  8. Алексеев Артемий

    Алексей Александрович Арсеньев – главный герой романа Бунина, «жизнь Арсеньева». В романе он проходит как бы несколько ступеней развития – детство, подростковый возраст, а затем начинается самоанализ и даже эгоизм. В Образе Арсеньева важно отметить, что его основная особенность заключается в том, что в одном человека есть можно сказать два Арсеньева. Один молодой живущий, совершающий ошибки, взрослеющий, другого можно назвать рассказчиком он уже с высоты своего возраста оценивает жизнь молодого Арсеньева. Интересной особенностью можно назвать то, что Арсеньев вспоминает не столько истории из своей жизни, сколько свои мысли и анализирует их.
    Бунин спрашивает читателя, «Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и правде чего мы, казалось, были так уверены?». На этот вопрос предстоит ответить читателю. В произведении несколько раз появляется мысль о «гибели России», но при этом Бунин уделяет большое внимание описанию природы.
    В романе показан рост личности на разных этапах жизни, её изменение, мировоззрение и т. д. По сути - это исповедь самого Бунина, обличённая в литературную форму. Роман описывает жизнь человека со всеми плюсами и минусами. Роман заканчивается трагично, расставшись со своей любимой, герой страдает (но разрыв произошёл из-за охлаждения отношений), теряет работу, скатывается. Наконец вернувшись в деревню, он узнаёт, что его любимая умерла ещё год назад от воспаления лёгких.

    ОтветитьУдалить
  9. Филиппова Полина
    Роман И.Бунина считают автобиографичным. В русской литературе
    главный герой «Жизнь Арсеньева» как бы замыкает цикл автобиографий из
    жизни русского дворянства. В центре романа – личность, которую автора
    показал в стадии становления. Бунин показывает как личность Арсеньева
    «шаг за шагом» созревает духовно. Сам же Бунин написал: «Быстро
    развиваются только низшие организмы»
    Новым мир Арсеньева наполнен новыми моментами как хорошими,
    так и плохими. Например, гибель Сеньки, смерть маленькой сестренки.
    В романе герой Арсеньев, как и все другие люди, проходит несколько
    стадий развития, но только его путь немного особенен, ведь он связан с
    творчеством. «Жизнь Арсеньева» позволяет нам проникнуть в святая святых
    – личность художника: «Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с
    красками, пачкал бумагу с утра до вечера» - вспоминает Арсеньев.
    Главная особенность Арсеньева в том, что из-за своего характера и
    чувств, испытываемых на протяжении жизни, он как бы раздваивается на
    двух Алексеевых Арсеньевых. Первый Арсеньев совсем юн, он живет,
    совершает ошибки, учится на них же, чтобы в следующий раз не оплошать, в
    конце концов, он просто взрослеет. Второй же «повествователь», он
    оценивает свою жизнь, оценивает себя юного уже с другой стороны, со
    стороны взрослого и опытного человека, вспоминает, когда он был в «юном»
    возрасте какие чувства и мысли приходили в его голову, взаимоотношения с
    обществом.
    Для главного героя жизненным вопросом является не «как жить», а «в
    чем смысл жизни». Поэтому образ Арсеньева можно отнести к в руслу
    русской толстовско-достоевской психологической традиции. Вот тому
    пример, мысли Арсеньева: «еще нечто такое, в чем как будто и заключается
    некая суть ее, некий смысл и цель, что-то главное, чего уже никак нельзя
    уловить и выразить…».
    Образ Арсеньева во многом имеет ностальгический характер. Он
    гордится тем, в какой семье он родился: «знатным, хотя и захудалым». У
    Арсеньева, номер два, которого мы еще называем «повествователем», очень

    сильная тоска по родине: «и вожделенное отечество подаждь ми». Хочется
    вспомнить еще одни мысли Арсеньева: «Случалось, бывало, в каком-нибудь
    чужом доме взять в руки старый фотографический альбом. Странные и
    сложные чувства возбуждали лица тех, что глядели с его поблекших
    карточек! Прежде всего – чувство необыкновенной отчужденности от этих
    лиц, ибо необыкновенно бывает, чужд человек человеку в иные минуты. А
    потом – происходящая из этого чувства повышенная острота ощущения их
    самих и их времени»
    Можно сделать некоторые выводы, что Арсеньев — не эпический, а
    лирический герой, его интересуют «вечным темам». Существуют также и
    другие мнения по поводу образа главного героя и всего романа в целом, то
    что они имеют собственную музыкальную структуру, объединенная шестью
    темами: любовь, природа, искусство, душа, Россия и биологическая
    наследственность.

    ОтветитьУдалить
  10. Тарасова Анастасия
    В своем произведении автор использует монолог как способ передачи событий. В романе практически отсутствуют главные герои, есть только речь автора-героя и описываемые события. Ситуации, которые описывают в романе, действительно случались с Буниным, то есть произведение является автобиографическим.
    Бунин задается вопросом о национальной гордости, которая сопровождала Россию все время, но исчезла во время потрясений. Автор предполагает, что это конец России, она стала беспомощной и погибла на глазах писателя. Он повествует о дворах, трактирах, местах учебы того времени, навевая атмосферу мрачности и опустошения.
    «Мир все расширялся перед ним», — вспоминает Арсеньев, и эти слова могли бы определить основной принцип построе­ния произведения. Из потаенного, лирического мирка детства, общения с родными, с природой автор ведет своего героя во взрослую жизнь. Он показывает не только сугубо камерную био­графию, но и на примере судеб трех братьев — историю семьи. Народническая среда, в которую попадает герой, изображена резко отрицательно, как это свойственно Бунину при описании любого явления, имеющего отношение к революции. Для авто­ра характерно свободное перемещение в пространстве и во вре­мени, размышления о далеком прошлом, о предках, об истории рода, о национальном достоинстве русского человека. В идеологически-смысловом плане роман насыщен типичной бунинской печалью и тоской по прежней стране.
    Собственно, подобно всем помещикам, которым пришлось бежать от революции, он разочарован и негодует, он не понимает как такое могло случиться, видит в революции только грязь и несправедливость. Прежняя страна много описывается через образы природы, автор будто считает имперскую Россию равной ее природной ипостаси, гармоничной с природой этой земли. Новая страна ему кажется совершенно иной.
    В произведении несколько раз повторяется мысль о «погибели России». Так же помимо «будущих» разрушительных мотивов есть и вполне созидательные. Он великолепно описывает природу, пейзажи, весну. По его мнению, русский человек подвержен влиянию природы, в своих мыслях и помыслах.
    Главная мысль романа, показать рост личности на разных этапах жизни, её изменение, мировоззрение. По сути своей это исповедь самого Бунина, обличённая в литературную форму. Роман описывает жизнь человека со всеми плюсами и минусами. Роман заканчивается трагично, расставшись со своей любимой герой страдает, теряет работу, скатывается.

    ОтветитьУдалить
  11. В романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» главным героем является Алексей Александрович Арсеньев. По сути, данный герой является автобиографическим, так как автор отражает свой жизненный путь в образе этого героя. Даже родное село Алексея является во многом прототипом родины автора – деревни Бутырки. Также некоторые герои – например отец Арсеньева – является образом, списанным с отца Ивана Алексеевича.
    В данном произведении главный герой проходит определённые этапы развития от маленького ребёнка до практически взрослого состояния, проходя при этом через отрочество и юность. Он проходит эти периоды через самоанализ, через восприятие и познание окружающих людей, переходя при этом ко взрослой жизни отдельно от родителей. Алексей переживает глубокую душевную драму первой любви, в которую вплетается проблема осознания своей самостоятельности, эгоизма и истинной собственной свободы. Эта проблема оказывается не решена, что приводит к трагическому исходу данной любовной драмы, к смерти его возлюбленной Лики. Вероятнее всего в истории отношений главного героя и его возлюбленной раскрывается «теория любви» И.А. Бунина, которая заключается в том, что любовь-страсть переходит в любовь-привычку, спасающую от одиночества.
    Главной особенностью образа Арсеньева является то, что его личность как бы делится на два разных человека: на юного Алексея, который совершает ошибки, взрослеет, формирует свои первые убеждения, а другой – повзрослевший, который с высоты прожитых лет оценивает своё юное поведение, свои чувства, мысли, поведения, все события, происходившие с ним. Он вспоминает не столько историю своей жизни, сколько историю своих мыслей, своего поведения, это как бы «воспоминания о воспоминаниях», «память о памяти».
    Главным вопросом для героя является вопрос не о том, как жить, а о том, в чём смысл этой жизни. Для него в жизни обязательно должно быть что-то, что способно наполнить её смыслом, определённая цель.
    По сути, Арсеньев является ностальгическим героем, ведь он тоскует о былом своего рода, гордится им и тоскует о его былом величии и богатстве. Алексей скорее является лирическим героем, а не эпическим, так его не интересуют общественные проблемы, он скорее предпочитает более глубокие вечные темы.

    ОтветитьУдалить
  12. Калашникова Екатерина
    Произведение прочитано полностью.
    Роман «Жизнь Арсеньева» состоит из пяти частей и является воспоминанием главного героя Алексея Арсеньева о своей жизни. Очень примечательным является то, что в данном произведении образ Арсеньева раздваивается, можно даже сказать, что это будто два человека, хотя такое свойственно всем произведениям описывающим жизнь.
    Первый образ героя – это герой, который на протяжении всего произведения развивается, за которым мы наблюдаем и, который естественно является главным героем. Этот герой ошибается, учится воспринимать себя, ощущать пространство и время, а далее, когда он взрослеет его жизнь приобретает трагический оборот, из-за любви и проблемы понимания себя, эгоизма и настоящей свободы, все это путается и проблема становится для молодого героя совершенно неразрешимой.
    «Я под всякими предлогами внушал ей одно: живи только для меня и мной, не лишай меня моей свободы, своеволия, — я тебя люблю и за это буду еще больше любить. Мне казалось, что я так люблю ее, что мне все можно, все простительно.»
    Я считаю, что главная проблема героя в понимании понятий свобода и эгоизм. Он искреннее любит, но не понимает, что его любовь – это не все для объекта его чувств. Она тоже человек, она не может жить только для него, давая свободу ему и лишая свободы себя.
    Также Алексей человек склонный к самоанализу, его размышления часто философски. В юношестве он начал писать стихи, а когда стал чуть старше ушел из дома и стал скитаться по разным городам. Такая жизнь его привлекала.
    «Люди постоянно ждут чего-нибудь счастливого, интересного, мечтают о какой-нибудь радости, о каком-нибудь событии. Этим влечет дорога. потом воля, простор... новизна, которая всегда празднична, повышает чувство жизни, а ведь все мы только этого и хотим, ищем во всяком сильном чувстве.»
    Бунин писал о созданном образе: «Я хотел показать жизнь одного человека в узком кругу вокруг него. Человек приходит в мир и ищет в нем место, как и миллионы ему подобных: он работает, страдает, мучается, проливает кровь, борется за свое счастье и в конце концов или добивается своего, или, разбитый, падает на колени перед жизнью. Это все!..»
    Второй образ героя – это Арсеньев-повествователь. Человек, оценивающий произошедшее в его жизни через призму времени. Он вспоминает и оценивает чувства, мысли и поступки, отношения с людьми. Он вспоминает не просто историю своей жизни, не историю, изложенную в фактах, а историю чувств, мыслей, восприятия. Это будто воспоминания о воспоминаниях, эмоционально красочные картины, возникающие в голове главного героя спустя много лет.
    Образ Арсеньева очень психологичен, чем-то напоминает героев Достоевского, которые пытаются понять не «как жить», а в чем смысл жизни, которая является не останавливающимся несвязным потоком чувств и мыслей.
    Молодого Арсеньева скорее можно назвать лирическим героем, большинство его дум пронизаны ностальгией и обращены к вечным темам, его мало волнует социальные и политические темы. «Он стремится к прекрасному в каждой мелочи», а рассказчик-Арсеньев тоскует по родине и в нем чувствуется ностальгия по прошлому.
    Образы молодого Арсеньева и Арсеньева рассказчика также несколько различаются: молодого Арсеньева, читая роман мы видим и практически ощущаем, у него есть тело, он в быту, а рассказчик бесплотен, он погружен в прошлое, в воспоминания о своей любви и молодой жизни…

    ОтветитьУдалить
  13. Произведение прочитано полностью
    Жизнь Арсеньева, его взросление-полностью раскрываются в произведении. Арсеньев-центр произведения. Мы видим его ещё мальчишкой, а после взрослым юношей. На наших глазах он воспринимает мир, взрослея, по-другому. Первая любовь, самостоятельность. Мы узнаем о его семье. Мы видим происходящее с его оценки, внутренней реакции.
    «Мир всё расширялся перед ним»
    Автор показывает двух Арсеньевых. Одного-молодого, юного, не опытного, а другого взрослого, который анализирует свою юность, смотрит на себя со стороны.
    «Я весь дрожал при одном взгляде на ящик с красками, пачкал бумагу с утра до вечера, часами простаивал, глядя на ту дивную, пе­реходящую в лиловое, синеву неба, которая сквозит в жаркий день против солнца в верхушках деревьев, как бы купающихся в этой синеве, и навсегда проникся глубочайшим чувством ис­тинно Божественного смысла и значения земных и небесных красок. Подводя итоги того, что дала мне жизнь, я вижу, что это один из важнейших итогов».
    Одна из тем произведения любовь. Любовь Алексея к Лике. Сначала страсть между ними, нежелание и невозможность оторваться друг от друга. Затем Алексей привыкает к ней. В нём проявляется эгоизм по отношению к другим.
    Его любовь к Лике превращается в привычку, определенную привязанность.
    Автор показывает, что главный герой, как все люди, страдает, любит, борется за свое счастье, осознает свои ошибки.
    Арсеньев анализирует себя молодого, свои мысли.
    Идея произведения-ответить на вопрос: «что есть смысл жизни?»
    Как для Арсеньева, так и для читателя.
    Роман показывает жизнь человека со всеми её минусами и плюсами, с взлётами и падениями.
    Главный герой расстаётся со своей возлюбленной, страдает, теряет работу и опускается.
    Он переживает войну, революцию, большевизм и понимает, что такое жизнь.

    ОтветитьУдалить
  14. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  15. Прочитано все
    «Жизнь Арсеньева» - автобиографический роман Ивана Бунина, который написан в пяти частях. Автобиографическим он является потому, что в нем можно увидеть довольно-таки много запечатленных фактов о самой жизни автора, в произведении есть отголоски воспоминаний Бунина о своей жизни, воспоминания о людях и местах, в которых он рос и бывал. В романе также можно увидеть большое количество описаний природы, пейзажей: «…много серых и жестких зимних дней, много темных и грязных оттепелей...когда лица у всех делались скучны, недоброжелательны, - первобытно подвержен русский человек природным влияниям!». Однако самое интересное в романе является его «подача», ведь роман ведется в форме монолога от лица главного героя. Благодаря такой форме читатель глубже проникает в жизнь самого рассказчика – Алексея Арсеньева, словно сам переживает все моменты и этапы жизни героя. Этот монолог, рассказ от первого лица и является «фишкой» произведения. Это новшество, раннее не использованное до Бунина; этим самым писатель вышел за рамки доступного и показал свою «не стереотипность».
    Итак, кто же такой Алексей Арсеньев? Алексей, как уже было сказано прежде, - рассказчик. Он рассказывает нам о своей жизни, начиная с самого детства. Мы узнаем его этапы жизни от младенчества, пытавшегося познать мир; проходим с ним через отрочество, юность, в которых он анализирует самого себя, находит первые задатки самоанализа; затем мы видим переход от юношеского возраста к взрослению, тот самый этап, когда человек становится уже более самостоятельным, когда появляется настоящая свобода, первая любовь, первые ошибки. Однако эта самая любовь приводит к трагическому событию – смерть Лики.
    Характерной особенностью образа главного героя является его разделения на двух героев, которые имеют разную задачу. «Первый» герой – сам Арсеньев, рассказывающий о своей жизни, о своих ошибках, своем пути. Он делится с читателями своими чувствами и эмоциями: «младенчество свое я вспоминаю с печалью. «Вторым героем» является повествователь, он не рассказывает о жизни, он скорее оценивает, как человек, набравшийся опыта, знающий много о жизни: «Каждое младенчество печально: скуден тихий мир, в котором грезит жизнью еще не совсем пробудившаяся для жизни, всем и всему еще чуждая, робкая и нежная душа.»
    С помощью «первого» героя, мы можем поподробнее узнать о самом Алексее. Мы узнаем, что мать для него много значила: «С матерью связана самая горькая любовь всей моей жизни», мы читаем воспоминания о гимназии, переход к взрослой жизни и тп.
    Таким образом, на мой взгляд, каждый герой имеет свою цель и задачу. «Первый» - субъективное мнение, свое отношение к людям, явлениям и жизненным ситуациям. «Второй» герой – объективное мнение. И, несмотря на то, что повествование ведется от одного лица, благодаря этому «разделению героев», читатель видит ситуацию с разных сторон, это увеличивает интерес к прочтению данного произведения.


    ОтветитьУдалить
  16. Глинка Валерия.
    ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ:
    Образ Алексея Арсеньева
    В романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» главный герой проходит несколько этапов развития от младенца до взрослого человека, когда начинается самостоятельная жизнь( от родителей, от дома).
    Это образ лирический, поэтический, глубоко прочувствуешь то, как Арсеньев описывает природу, деревенскую жизнь, людей. Главный герой приходит в мир, ищет своё место в жизни, работает, любит, страдает, ищет своё счастье и берётся за него. Алексей Арсеньев- ностальгический образ. Он из знатного рода, гордится им, вспоминает богатство и величие его. Ностальгия выражается у Арсеньева и в тоске по родине, по России, по своим родным местам. Для героя основной вопрос, который он себе задаёт это не «как жить», «что делать», а «в чем смысл жизни». Образ Арсеньева, в какой то степени автобиографичен И.А.Бунину. Родственники, любимая женщина схожи с близкими автора. Герой живёт воспоминаниями о Родине.
    Анализ образа Лики.
    Главная героиня романа-Лика Оболенская, любимая женщина Алексея Арсеньева. Образ автобиографичен, собирателен, поскольку автор вложил в него черты любимых женщин его жизни. В романе Лика Оболенская дочь врача. Она умна, весела, любит музицировать, увлекается театром. Отношения Арсеньева и Лики сложные и противоречивые. В начале их романа, Арсеньев ревнует Лику, страдает, тянется к ней, а она ведёт себя с ним прохладно, в каких-то моментах взбалмошно. Когда же после расставания ( Лика уезжает с отцом, который против их отношений с Арсеньевым), они встречаются вновь, Лика поняв что любит Арсеньева, полностью отдаётся этой любви, ревнует Арсеньева, начинает контролировать его. Героя начинает угнетать это, ему не хватает свободы, он часто уезжает из дома в командировки.
    Герои расстаются болезненно, и как следствие такой страстной и несчастной любви, трагический исход- Лика умирает от воспаления лёгких.
    КОМПОЗИЦИЯ:
    Роман И.А.Бунина- это своего рода автобиография жизни русского поместного дворянства, уходящей эпохи, определённого становления новой России.
    Концепцией романа служат философские, религиозные и эпические размышления автора. Глобальные и вечные проблемы жизни, любви, смерти. Автор описывает русского человека, гордого за свою родину, любящего природу, остро чувствовавшего деревенскую жизнь. По своему написанию роман настолько живописен, музыкален, калориен, богат описательными оборотами, что впечатления главного героя ощущаешь очень глубоко. Здесь в каждом слове чувствуешь ностальгические нотки автора по уходящему времени, родной земле.
    ТЕМА: тема памяти, а также о проблеме взросления, о духовном созревании Алексея Арсеньева.
    КОНФЛИКТ внутренней борьбы Алексея происходит, когда он влюбляется в Лику. Чтобы быть с этой женщиной, ему необходимо перебороть собственный эгоизм и желания. Однако это ему не удается, что приводит к гибели любимой.
    ИДЕЯ: Роман открывает мир молодого юноши, который только начинает путешествие в окружающий его мир, рассказ о личности человека, которая начинает формироваться. Связь человека с природой без которой он не может развиваться.
    По окончанию последней главы, можно сформулировать такую мысль: Смерть проигрывает бой с любовью, которая касается не только женщины, но и жизни.

    ОтветитьУдалить

  17. «Жизнь Арсеньева» Эссе
    1) Анализ образа Алексея Арсеньева : В романе содержится очень много отсылок к тому, что Алексей Арсеньев – это некий прообраз Бунина. В произведении будто бы описывается жизнь автора до е двадцатилетия. От примитивного восприятия мира, через юношество и отрочество, до глубокой и осознанной любви.
    Автор писал: «Я хотел показать жизнь одного человека в узком кругу вокруг него. Человек приходит в мир и ищет в нем место, как и миллионы ему подобных: он работает, страдает, мучается, проливает кровь, борется за свое счастье и в конце концов или добивается своего, или, разбитый, падает на колени перед жизнью. Это все!.. Арсеньев, Дипон, Диран, можете назвать героя как угодно, суть дела от этого нисколько не изменится». При помощи двух этапов можно рассмотреть образ главного героя: первый этап – «юношество» - молодой человек, со всеми присущими ему свойствами, допускаемыми ошибками, который делает свои первые жизненные выводы, а второй этап «поведавший» - человек, который уже может адекватно оценивать происходящие ситуации, заниматься самоанализом и смотреть на «юношество» с точки зрения «опытного» человека.
    2) Анализ образа Лики: Лика является прообразом всех женщин, которых когда-то любил автор. Любовь Бунина и Лики раскрывает ее харрактер через несколько ступеней. Сначала Ликаотносилась к Арсеньеву без определенной серьёзности, не придавала этому особого внимания и значения, и иногда могла себе позволить проявить немного внимания в его сторону. По факту, она еще не умела любить, а уж тем более и быть любимой. На второй ступени Арсеньев решает для себя, что творчество- цель всей его жизни, теперь его любовь к Лике становится совсем другой, она теперь больше похожа на привязанность.
    В жизни этой девушки ничего нет, кроме любви Арсеньева, поэтому, когда она начинает понимать, что может потерять и это, то начитает терять и себя, из-за того, что у нее нет с ним «вечной неразлучности», она начинает страдать, ее это губит.
    3) Особенности композиции: Произведение раздроблено на пять частей, каждая из них - это «период духовного труда героя». Каждый период сводится к осознанию жизни и действий тех, кто его окружает. Роман построен в хронологическом порядке, что позволят нам увидеть этапы взросления главного героя и осознание своего призвания.
    4) Проблема взросления в произведении: Если наблюдать за Арсеньевым, то его можно сравнить с превращением из гусеницы в бабочку, сначала это личинка, потом это гусеница, дальше куколка, а на выходе мы получаем прекрасную бабочку. У нас есть возможность увидеть развитие молодого наивного мальчика, который потом становиться взрослым опытным человеком, творческой личностью, которая может анализировать себя и свои поступки. Проблема взросления показывается через трудности, которые возникают на жизненном пути героя, а главной силой с которыми сталкивается герой, а главной силой этого процесса является его любовь, проходящая несколько фаз, меняясь, меняя его самого. Многие исследователи утверждают, что произведение не является автобиографичным, но сам же Бунин вообще писал: «Я вкладываю в своего героя, так же как и остальные писатели, не больше не меньше, а часть своей души». Так что в романе можно наблюдать черты возрастной психологии и понять, как происходит становление творческой личности, через что для этого проходят люди.

    ОтветитьУдалить
  18. Автобиографический роман Ивана Бунина – «Жизнь Арсеньева» . Автобиографическим он является потому, что в нем можно увидеть много фактов написанных из жизни самого создателя произведения, в романе есть отголоски воспоминаний Бунина о своей жизни, своих переживаниях, воспоминаниях о людях и местах, в которых он рос и бывал, в общем жил. Здесь также можно увидеть большое количество описаний пейзажей: «…много серых и жестких зимних дней, много темных и грязных оттепелей...когда лица у всех делались скучны, недоброжелательны, - первобытно подвержен русский человек природным влияниям!». Однако самое интересное в романе является его форма, то есть, он ведется в форме монолога, значит, от лица главного героя Арсеньева, значит и от лица Бунина…. Благодаря такой форме читатель глубже проникает в жизнь самого рассказчика, или уже и жизнь Бунина. Переживает вместе с ним, этакая активизация зрителя, – Алексея Арсеньева, читатель сам переживает все моменты и этапы жизни литературного героя. Этот монолог, рассказ от первого лица и является некой особенностью произведения. Это новаторство автора, раннее не использованное до Бунина; этим самым писатель вышел за рамки доступного и открыл новое. А возможно автор решил выговориться, как маленькие девочки переживая трудности в свои «личный дневник». Но это уже слишком. Нет он делился опытом, Да именно так.
    Итак, кто же такой Алексей Арсеньев? Арсеньев это главный герой произведения «Жзнь Арсеньева» Бунина, скажем мы. Но кроме того Алексей, как уже было сказано прежде, - рассказчик, от лица которого идет монолог. Мы узнаем его этапы жизни от младенчества, эту неосознанность, пытающуюсь познать мир; проходим с ним через отрочество, первую влюбленность, юность, в которых он анализирует самого себя, где зараждаеться тот другой взгляд со стороны, находит первые задатки самоанализа; затем мы видим переход от юношеского возраста к зрелости, тот самый этап, когда человек становится уже более самостоятельным, ответственным когда появляется настоящая свобода, первая осознанная любовь , первые серьезные ошибки. Однако эта самая любовь приводит к трагическому событию – смерти Лики.
    С какой-то стороны можно сказать, что у героя некое раздвоение личности, то есть один Арсеньев тот, что живет и восхищается жизнью, другой же, больше наблюдает и критикует свою жизнь. На самом деле в каждом из нас есть тот другой, чей голос звучит у нас в голове. И ведь мы не можем верить в то что этот голос и есть мы, этот мир настолько хрупок, что я бы не стала доверять тому о чем думаю, кто знает может мы это вовсе не мы.
    Итого можно понять важность отстраненного взгляда на свою жизнь и субъективного, один помогает анализировать ошибки, другой же не совершать их.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога