Б. А. Пильняк «Голый год»
Если выбирать прозаический текст, в котором лучше всего передан хаос, охвативший Россию сразу после революции, то это «Голый год».
Роман состоит из отдельных, слабо связанных между собой эпизодов. В охваченный революционной сумятицей провинциальный город Ордынин попадают красный комиссар и доморощенный масон, пространство распадающегося старого мира взрывают «кожаные куртки» — одинаковые на вид большевики с железной волей; а ещё это пространство пронизывает метель, синонимичная революционной стихии. По замечанию Бориса Парамонова, «Голый год» испытывает большое влияние романов Андрея Белого.
Роман состоит из отдельных, слабо связанных между собой эпизодов. В охваченный революционной сумятицей провинциальный город Ордынин попадают красный комиссар и доморощенный масон, пространство распадающегося старого мира взрывают «кожаные куртки» — одинаковые на вид большевики с железной волей; а ещё это пространство пронизывает метель, синонимичная революционной стихии. По замечанию Бориса Парамонова, «Голый год» испытывает большое влияние романов Андрея Белого.
Главное действие в произведении происходит в городе Ордынин: «Стоит Ордынин на холме, над рекою Бологого, в лесах, город из камня. И неизвестно, кто по кому: князья ли Ордынины прозвались по городу, или город Ордынин по князьям прозвался?». Если верить истории, прототипом этого города стала Коломна, где автор находился в революционные и военные годы. Также присутствуют и такие города, как Москва и Нижний Новгород. Главными героями романа, безусловно, являются сами жители города и их жизнь.
ОтветитьУдалитьРоман достаточно необычен и своеобразен, в нем нет определенной сюжетной линии и определенных героев, действующих на протяжении всего произведения. Грубо говоря, роман бессюжетен. Можно предположить, что автор не сосредотачивается на чем-то одном, однако такова задумка автора. Он показывает нам, читателям, жизнь разных слоев населения в разных городах в одни и те же времена.
Главными героями являются люди разных слоев: купцы, обыватели, мешочники, члены коммуны анархистов и даже большевики, что является редкостью для художественной прозы того времени. «Каждый в стать, кожаный красавец, каждый крепок, и кудри кольцом под фуражкой на затылок, у каждого крепко обтянуты скулы, складки у губ, движения у каждого утюжны…» - так Пильняк описывает большевиков. Все эти герои связаны не одним общим сюжетом, а, как уже говорилось прежде, пережитым общим временем.
Одними из действующих героев является семья Ордыниных – дворянская семья. Тут автор нам подробно описывает жилье и самих героев: «И здесь замурованы окна, с низкого окна течет каплями сырость, и в сырости на подоконнике – лоскутья нотной бумаги. Егор лежит на кровати, на спине, положив руки на грудь, худой и хрипящий в дыхании…». История этой семьи - собирательный образ, ведь это традиционная тема про умирающий род дворян; тут автор также разоблачает старый быт, убив, таким образом «одной пулей двух зайцев».
Вернемся к названию произведения. Пильняк мог бы назвать свое произведение совершенно по-другому, но почему именно голый год, а не какой-либо другой. У прилагательного «голый» есть множество разных значений. Голый значит голодный? Нищий? Нет, на мой взгляд, название имеет не прямой, а метафорический смысл. Если учитывать, в какие времена происходит действия в романе (Гражданская война),можно предположить, что голый – это оголенный. Автор хотел показать, каким человек становится, будучи «голым», когда истинная сущность человека оголяется, обнажается душа.
В произведении можно встретить и различные мотивы: исторические (Летопись, документы, выписки), христианские и даже фольклорные. Таким образом, в романе соединено множество художественных направлений. Но главная идея произведения – революционные времена.
Роман «Голый город» является одним из самых ярких образцов орнаментальной прозы. Для нее хоррактерны: повторы, определенная ритмизация, огромне колличество классических образов, символов, изпользование «монтажа» (кусковая композиция») а мостами между разными эпизодами является лейтмотивы и система повторов.
ОтветитьУдалитьГалерея жителей города Ордынин: В романе представлено огромное колличество персонажей из разный социальных слоев и представлены они по разные стороны барикад, в зависимости от отношения к революции:
• Донат Ратчин - сын торговца Ивана Емельяновича Ратчина, одного из купцов проживающих в Ордынине. В связи с политической ситуацией уходит на первую мировую войну, поддается коммунистической идеологии, по возвращении, желающий по сути разрушить старый Ордынин, ради постройки нового, любые изменения в городе ему по душе.
• Отголоски уходящего дворянства представлено в лице княжеской семьи Ордыниных. Хозяин семьи Евграф умирает, жена княгиня Елена спивается, дети Борис и Глеб плачут и страдают (можно провести параллель с первыми мучениками).Те из Ордыниных, кто способен мыслить, склоняются к тому, что путь России, конечно, особенный. «Европа тянула Россию в свою сторону, но завела в тупик, отсюда и тяга русского народа к бунту...
• Люди взявшие на себя задачу обновить Россию и мир, неграмотны и неспособны понять русскую культуру. Комиссар Лайтис прибывший из дальних мест со «стеганым сшитым мамой одеялом и подушечкой» предается плотским утехам в церковной часовне с Олечкой Кунс, которая под угрозами доносила на своих соседей.
• Некоторые думают что изменениям в стране необходимо дать отпор, что надо противостоять изменениям, оставаясь беспечно свобоными внутри.
• Героиня Ирина, является представителем «нового» общества, революционно-активного и романтического, говорит о том, что в в новом мире нужно жить телом. Ее позиция весьма иллюзорна, если взглянуть на то, как на самом деле «новое» общество смотрит на девушек, наподобии нее.
• У Пильняка впервые вводится образ «кожаной куртки» (большевика) – неграмотного революционера, считающего себя представителем власти. Один из них перед сном изучает словарь иностранных слов и впоследствии старательно дикламирует их на своих собраниях (констатировать, энергично, литефонограмма, функционировать).
Вывод: В произведении «Голый город» представлен огромный колорит персонажей разбросаных по разным взглядам в хаосе композиции романа. Само по себе произведение является своего рода обзорной экскурсией в революцию в провинции, этим и обьясняется странная структура, а так-же и большое колличество героев. С помощью них автор раскрывает тему, показывает политическую и социальную ситуацию ситуацию, через конкретику персонажей, а не в общем.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьКалашникова Екатерина
ОтветитьУдалитьПроизведение прочитано.
Мрачная Россия предстает перед читателем в романе «Голый год». В огне революции гибнет старый уклад, который изжил себя и духовные ценности, которые он породил и старая российская государственность. Символом этой гибели в романе является судьба семьи князей Ордыниных, которой сопутствуют образы вырождения и смерти.
Символом этого разрушения может являться старый дом:
«Большой дом, собиравшийся столетиями, ставший трёхсаженным фундаментом, как на трёх китах, в один год полысел, посыпался, повалился. Впрочем, каинова печать была припечатана уже давно»
Каждый член семьи Ордыниных запутался в собственной судьбе, которую ещё больше, до безысходности, затянула родная Россия.
«Те из Ордыниных, кто способен мыслить, склоняются к тому, что путь России, конечно, особенный.»
«Европа тянула Россию в свою сторону, но завела в тупик, отсюда и тяга русского народа к бунту... Посмотри на историю мужицкую: как тропа лесная тысячелетие, пустоши, починки, погосты, перелоги-тысячелетия. Государство без государства, но растёт как гриб.
Вырождение семьи началось еще до революции.
Князь Ордынин - Всю жизнь пил и развратничал, проматывая свое состояние. После революции наступила расплата за грехи прошлого. Умирает дом Ордыниных, распродается их добро, нажитое поколениями, юродствует во Христе полубезумный старый князь Ордынин. Гибнет вместе с монастырем бывший князь.
Молодое поколение завершает этот процесс гибели дома Ордыниных, здесь мотив половых отношений играет особенно значительную роль. Глеб Ордынин — девственник. Духовно богатый и нравственно чистый, он, однако, бесплоден. Егор — вконец опустившийся пьяница и развратник, крадущий последнее пальто у своей сестры. Он глубоко страдает от своего падения, но признает, что он — человек конченый: его, больного наследственным сифилисом, ожидают, как и отца, безумие и смерть.
Борис, умный, образованный человек с сильным характером, отвергает Бога и бросает вызов нормам морали, насилуя девушку, которую любит его брат. Но вызов Бориса бессмыслен и отвратителен. Понимая это и то, что его, сифилитика, ожидает в будущем, он кончает жизнь самоубийством.
Не лучше положение и с женской частью молодого поколения Ордыниных. Лидия — наркоманка и истеричка с исковерканной женской биографией; Екатерина — тупая и похотливая девица, делающая уже второй аборт, несмотря на свои 19 лет.
Почти все Ордынины больны наследственным сифилисом и не способны иметь потомство, т. е., по Пильняку, не имеют будущего. Таков нелепый и страшный итог существования всего дворянского класса России.
Произведение прочитано полностью
ОтветитьУдалитьИдейно-художественное своеобразие романа
Произведение Бориса Андреевич Пильняка «Голый год» является романом. Действие разворачивается в городе Ордынин, жители которого находятся «на переломе».
«Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы, дети страшных лет России,
Забыть не в силах ничего.»
А. Блок
Метель у Пильняка, также как у Блока-символ революционной России. Метель-это стихия чувств. В произведение нет сюжета, но присутствует единство места и действия. Пильняк руководствуется ритмом, метафорами, аллегориями, что напоминает нам по своей структуре стихотворение.
Писатель пишет о большевиках, которые вышли из рыхлой народности. Кожаная куртка-символ большевика. Писатель заостряет свое внимание на идеи большевизма- энергии взятой вместе с волей. «Или – воля голытьбе, или – в поле на столбе!»
В романе проходит мотив смерти в судьбах героев, это подчёркнуто даже в самих названиях глав. Так главы называются: «Смерть старика Архипова», «Смерть коммуны», «Первое умирание».
Через смерть автор показывает осмысления действительности, отсутствие цели.
Женские герои представляют собой хрупкие натуры, либо таких героев как Ксения Ордынина в кожаной куртке с револьвером в ремня.
Огромное значение имеет тема веры в романе. Под иконами торгуют, выменивают иконы.
Все проблемы происходят от неестественно им неестественности жизни, именно она губит всё живое. Пильняк разделяет людей на природных и искусственных.
Революция возвращает России былой национальный облик.
В произведении также есть внешний конфликт-это конфликт города и провинции.
Провинция не принимает европейские каноны, нововведения.
В революционном пожаре гибнет русский уклад жизни, который складывался годами. Семья князей Ордыниных является символом этой гибели.
Ещё до революции князь Ордынин растрачивал своё состояние, пил. После революции пришлось платить по счетам. Умирает дом Ордыниных, продаётся добро, нажитое предками. Помогает в этом процессе молодое поколение, опустившееся ниже плинтуса. Ордынины не имеют будущего.
Главный герой у Бориса Пильняка-крестьянской народ.
«В городе – голод, в городе скорбь и радость, в городе слезы и смех. Над городом идут весны, осени и зимы. По новой дороге ползут мешочники, оспа и тиф.»
Худяшова Эрна
ОтветитьУдалитьПрочитанно полностью
Главной герой – Архип Архипов. Историю РФ Пильняк рассматривает как био обновление цивилизации. Архип – человек свежайшей породы, он аутентичный защитник РФ. Этот герой – идеологический, он действует и наделен социальной идеей. Он строит фабрики, пытается преодолеть кавардак. Он интеллектуально полноценен, наделен любовью – Катерина.
Выдвигая всевозможных персонажей, Пильняк дискутирует, именно собственно что предпосылки РФ составляли купеческая орда (Ордынин), дворянская рать (Рачин), но нынче их заменяют бодрые люди – те, кто наделен социальной идеей – Архип Архипов. Предоставленная идея подтверждается тем, именно собственно что приверженность заканчивается свадьбой Архипа и Натальи. Конец – зачатие бодрого человека => идея неизбежного рождения бодрого населения земли.
Неувязка понимания насилия и милосердия у Пильняка приобретает предназначение естественного отбора, вынесет все тяготы все здоровое. Связано с основоположником Архипа. Архип – единственный герой в романе, который любит основоположника, но основоположник болезнен раком. Основоположник советуется с потомком (покончить с собой или же же годиться на операцию), Архип оправдывает суицид основоположника, но не вследствие такого именно собственно что его ненавидит, его жестокость – это то, именно собственно что человек сам желает закоченеть S истории.
Есть христианские сюжеты спасения # Глеб – идея бодрого миссии. Соединение запада и РФ # Лайтис и Елизавета – они на свидании, но служители церкви организуют пожар. Лайтис – лжемиссия.
Литература 20х г. связана с орнаментальностью – формально-содержательное фон, это другое сюжетостроение прозы. Сюжет затеривается, а приверженность базируется на системе лейтмотивов. Обстановка непонятна, иррациональна => орнаментализм – блик связей человека с миром. В стиле орнаментализма видится близость прозы и поэзии. Поэзия ритмизованна => излишняя метафоричность и сладострастность, с др. ст. изменяются законы авторского сознании в тексте. Разработчик редуцируется => массовые речения народа. Серьезная редукция – надо высказаться новому народному времени => непрямая речь. У Пильняка проза структурирована как всевозможные кусочки текста. Прежде авторское осознание стоит над, нынче разработчикасоздателя нет.
Орнаментальная проза развивается в 20-е г. – поиск органической народности, свидетельство о самоценности слова. В 30-е г. орнаментальная проза исчезает и заменяется монологической речью
прочитано все
ОтветитьУдалитьБорис Андреевич Пильняк – русский советский писатель. Во время его жизни в Советском союзе происходило множество революционных событий, все это стало отголоском в некоторых его произведениях, одним из которых стал роман «Голый год», впервые опубликованный в 1922 году.
Главное действие в произведении происходит в городе Ордынин: «Стоит Ордынин на холме, над рекою Бологого, в лесах, город из камня. И неизвестно, кто по кому: князья ли Ордынины прозвались по городу, или город Ордынин по князьям прозвался?». Если верить истории, прототипом этого города стала Коломна, где автор находился в революционные и военные годы. Также присутствуют и такие города, как Москва и Нижний Новгород. Главными героями романа, безусловно, являются сами жители города и их жизнь.
Роман достаточно необычен и своеобразен, в нем нет определенной сюжетной линии и определенных героев, действующих на протяжении всего произведения. Грубо говоря, роман бессюжетен. Можно предположить, что автор не сосредотачивается на чем-то одном, однако такова задумка автора. Он показывает нам, читателям, жизнь разных слоев населения в разных городах в одни и те же времена.
Главными героями являются люди разных слоев: купцы, обыватели, мешочники, члены коммуны анархистов и даже большевики, что является редкостью для художественной прозы того времени. «Каждый в стать, кожаный красавец, каждый крепок, и кудри кольцом под фуражкой на затылок, у каждого крепко обтянуты скулы, складки у губ, движения у каждого утюжны…» - так Пильняк описывает большевиков. Все эти герои связаны не одним общим сюжетом, а, как уже говорилось прежде, пережитым общим временем.
Одними из действующих героев является семья Ордыниных – дворянская семья. Тут автор нам подробно описывает жилье и самих героев: «И здесь замурованы окна, с низкого окна течет каплями сырость, и в сырости на подоконнике – лоскутья нотной бумаги. Егор лежит на кровати, на спине, положив руки на грудь, худой и хрипящий в дыхании…». История этой семьи - собирательный образ, ведь это традиционная тема про умирающий род дворян; тут автор также разоблачает старый быт, убив, таким образом «одной пулей двух зайцев».
Вернемся к названию произведения. Пильняк мог бы назвать свое произведение совершенно по-другому, но почему именно голый год, а не какой-либо другой. У прилагательного «голый» есть множество разных значений. Голый значит голодный? Нищий? Нет, на мой взгляд, название имеет не прямой, а метафорический смысл. Если учитывать, в какие времена происходит действия в романе (Гражданская война),можно предположить, что голый – это оголенный. Автор хотел показать, каким человек становится, будучи «голым», когда истинная сущность человека оголяется, обнажается душа.
В произведении можно встретить и различные мотивы: исторические (Летопись, документы, выписки), христианские и даже фольклорные. Таким образом, в романе соединено множество художественных направлений. Но главная идея произведения – революционные времена.
Лера Глинка.
ОтветитьУдалитьПроизведение прочитано полностью.
Роман"Голый год" состоит из рассказов. Как такового сюжета нет. В произведении идёт противопоставление народа и интеллигенции. Идеи и образы в романе противоречивы. Автор считает, что главная суть революции-это моральное очищение. Идея большевизма преобладает, большевики по природе соответствуют русскому характеру. Роман включает в себя различные мотивы- исторические, христианские, фольклорные, присутствует мотив смерти ( как закон) смены поколений, мотив столицы-противопоставление провинции и города. Роман ярок,богат речевыми оборотами, помогает понять как жила Россия до и после революции, какие были успехи и неудачи переломного этапа развития.
ТЕМА:Роман"Голый год" отображает начало новой эпохи в судьбе России, происходит осмысление происходящего. Автор изучает современную Россию, опираясь на её прошлое. Путь России -особенный. У русского народа велика тяга к бунту. Переломленный переход можно охарактеризовать 3 словами из романа: "Россия, Революция. Метель." На примере истории семьи, живущих в российской глубинке на фоне революции и после революции автор рассказывает о жизни России. Здесь связаны разные эпохи, многовековая древность, переломный переход начала 20 века, языческое прошлое и современность.
Автор верит, что в России наступит гармония, она не пропадёт лишившись своих нравственных ценностей.
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ:
Автор подробно описывает всех членов семьи Ордыниных, показывая как происходит падение нравов, несмотря на то, что герои воспитывались в почитании и любви к православной вере и культуре. Семья Ордыниных порочна и безнравственна. Каждый из них мучается и страдает от диссонанса внутреннего состояния к реальной жизни. Союз князя и купчихи ведёт к нравственному распаду. Князь Евграф всю жизнь проматывал состояние, пил и развратничал. Молодое поколение продолжило гибель дома Ордыниных. Глеб Ордынин наиболее нравственная личность, духовно богатый, является связующим звеном между всеми членами семьи. Борис-умный, сильный характером, кончает жизнь самоубийством, понимал , что его ждёт в будущем, он совершает аморальный поступок.
Наталья глубоко нравственная личность, не может оставаться в доме, уходит "в народ". Интеллигентный человек, остаётся им. Она связывает свою жизнь с большевиком крестьянского происхождения Архипом Архиповым. Их союз для автора предпочтителен, в нём он видит слияние двух прослоек общества-народа и интеллигенции. Судьба семьи Ордыниных являет собой символ гибели прежнего уклада жизни России, а также духовных ценностей её.
КОМПОЗИЦИЯ: Голый год» является образцом так называемой орнаментальной прозы: для нее характерны повторы, ритмизация, образная насыщенность, активная символизация и метафоризация, монтажные принципы композиции, использование «графизмов», пристальное внимание к слову и его внутренней форме («Слова мне — как монета нумизмату», — писал Пильняк).За внешней хаотичностью формы романа «Голый год» Пильняка (в нем с первого взгляда не просматривается ни фабула, ни единство построения в традиционном понимании) — своя строгая система, не сразу уловимая; в основе композиции — монтаж (композиция «кусковая», как писал В.Б. Шкловский), связь между «кусками» — при помощи лейтмотивов, повторяющихся образов, развернутых метафор. Большую роль в романе играют графические выделения, активно использует Пильняк документы, цитаты, выписки, тексты объявлений; привлекает в качестве «материала» (важное для Пильняка слово, подразумевающее некие внелитературные элементы текста) анекдоты, частушки, заговоры и т.п.
Произведение прочитано полностью.
ОтветитьУдалитьАрхип Архипов-главный герой произведения-Строит фабрики. Катерина-любовь всей его жизни.
В романе Россия представлена-мрачной, суровой. Умирает с революцией старый уклад жизни людей.
Донат Ратчин-сын Ивана Ратчин. Его идеей после Первой Мировой войны становится разрушение старого города Ордынина, а на месте его он хочет построить новый.
Произведение Бориса Андреевич Пильняка «Голый год» является романом. Действие разворачивается в городе Ордынин, жители которого находятся «на переломе».
«Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы, дети страшных лет России,
Забыть не в силах ничего.»
А. Блок
Метель у Пильняка, также как у Блока-символ революционной России. Метель-это стихия чувств. В произведение нет сюжета, но присутствует единство места и действия. Пильняк руководствуется ритмом, метафорами, аллегориями, что напоминает нам по своей структуре стихотворение.
Писатель пишет о большевиках, которые вышли из рыхлой народности. Кожаная куртка-символ большевика. Писатель заостряет свое внимание на идеи большевизма- энергии взятой вместе с волей. «Или – воля голытьбе, или – в поле на столбе!»
В романе проходит мотив смерти в судьбах героев, это подчёркнуто даже в самих названиях глав. Так главы называются: «Смерть старика Архипова», «Смерть коммуны», «Первое умирание».
Через смерть автор показывает осмысления действительности, отсутствие цели.
Женские герои представляют собой хрупкие натуры, либо таких героев как Ксения Ордынина в кожаной куртке с револьвером в ремня.
Огромное значение имеет тема веры в романе. Под иконами торгуют, выменивают иконы.
Все проблемы происходят от неестественно им неестественности жизни, именно она губит всё живое. Пильняк разделяет людей на природных и искусственных.
Революция возвращает России былой национальный облик.
В произведении также есть внешний конфликт-это конфликт города и провинции.
Провинция не принимает европейские каноны, нововведения.
В революционном пожаре гибнет русский уклад жизни, который складывался годами. Семья князей Ордыниных является символом этой гибели.
Название произведения говорит само за себя-Голый, обнажённый, то есть самый что ни на есть настоящий.
Ещё до революции князь Ордынин растрачивал своё состояние, пил. После революции пришлось платить по счетам. Умирает дом Ордыниных, продаётся добро, нажитое предками. Помогает в этом процессе молодое поколение, опустившееся ниже плинтуса. Ордынины не имеют будущего.
Таким образом, можно сделать вывод, что главный герой у Бориса Пильняка-крестьянской народ,а тема произведения-революция во всех её проявлениях.
«В городе – голод, в городе скорбь и радость, в городе слезы и смех. Над городом идут весны, осени и зимы. По новой дороге ползут мешочники, оспа и тиф.»
«Голый год» - роман русских советских писателей и прозаика Бориса Пильняка. Роман был написан в 1920 году и опубликован в 1921 году.
ОтветитьУдалить«Голый год» - образец орнаментальной прозы. Этот тип прозы характеризуется повторением и ритмом, образным богатством. Символы и метафоры часто используются. Орды Белый и А. Ремизов использовали в своих произведениях орнаментальную прозу. Пильняк обратился к этому виду прозы после них.
Многие критики назвали роман «Голый год» - «первым ответом на революцию», подарив Пильняку, по его собственным словам, знаменитость, вызвавшую большой спор критиков. Пильняк утверждал, что этот роман вызвал много противоречий между критиками.
Критики разделились: одни обвиняли Пильняка в «Пугачеве», другие с энтузиазмом воспринимали роман. «Голодный год» прославил своего автора. «Имя Пильняка было величайшим литературным именем двадцатых годов» - В.Т. Шаламов.
Основной сценой действия романа является город Ордынин. Кажется, что Коломна послужила прообразом для города, в котором Борис Пильняк провел годы войны и революции. В центре внимания - жизнь и жители столицы. Фотография жизни российской провинции, "сломленной" революции. Пильняк использует технику постоянно меняющихся изображений плоскостей, связывая их с лейтмотивами («Русская революция, знаменитая метель»), часто удаляясь от объекта описания (например, купола "Глаза Андрея", "Глаза Натальи", "Глаза Ирины"). После Ордынина Москва, Китай-город, предстает перед нами; деревня, коммуна анархистов; поезд, мешки - рассеянное и калейдоскопическое изображение "метели", вызванной русской революцией и войной.
Символ снежной бури в русской литературе символизирует двойной принцип этой всеобщей революционной «путаницы».
Герои романа: Донат Рачин - сын купца, «полный ненависти и воли», знатного студенческого офицера Андрея Волковича, членов анархистской коммуны, священника Сильвестра, простых людей, торговцев, мужчины, торговцы сумками и т. д. Впервые персонажи, одетые в «кожаные куртки», появляются в художественной литературе, большевики - «каждый из них становится красивой кожей, каждый сильный и с пряжкой под кольцом на затылке, каждый с обтягивающими скулами, сложенными губами, движением каждого утюга »- но Пильняк рисует их схематично, экспрессионист, подчеркивая внешние детали; Единственное исключение - Архип Архипов, с плюшевой черной бородой, как Пугачев, который любит иностранные слова, в том числе знаменитый «энергично фукцировать», набивать книги и, не дрогнув, отправлять людей на расстрел.
История семьи Ордыниных является традиционной темой умирающих дворянских семей русской литературы, но Пильняк преувеличивает ее как образ полного вырождения и упадка. Фотографии людей из конца жизни Пильняка, из опыта жизни ближе. Он знает и понимает их лучше, чем «кожаные куртки», но он сам со всем пылом юности остается с ними.