А. С. Пушкин «Маленькие трагедии»

Пушкин придумывает новаторский в театральном контексте жанр и в который раз создаёт из второстепенных по большей части сюжетов, заимствованных у европейских авторов, вершинные произведения. 

Действие «Маленьких трагедий» чрезвычайно энергично: движение «Скупого рыцаря» и «Моцарта и Сальери» зависит в основном от монологов (вполне шекспировской силы), в небольшом тексте «Каменного гостя» умещается и развивается классический сюжет Тирсо де Молины и Мольера, а «Пир во время чумы» построен на контрасте — разгула и горя, весёлых песен и патетического пятистопного ямба. Те явления, о которых размышляют «Маленькие трагедии» — скупость отца, зависть коллег, безрассудная страсть, — были известны Пушкину не понаслышке.

Комментарии

  1. Цикл А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» состоит из 4 небольших произведений: «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Каменный гость» и «Скупой рыцарь». Рассмотрим одно из произведений.
    В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин показывает два противоположных типа творца.
    Один из них - это образ «Гений», которым и является Моцарт. Речь идет не только о том, что в него это было заложено, но и о том, что он решил делать со своим талантом. Моцарт творит ради того, чтобы творить. Его искусство бескорыстно и направленно на мир, от него самого. Творчество гения свободно и беспечно, как и он сам. К жизни относится очень просто. Сальери - «Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь…» , Моцарт обнуляет пафос словами «Ба! право? может быть… Но божество мое проголодалось». Из образа Моцарта, как гения, появился термин «моцартианство», обозначающий не только этот самый дар, но и беспечный подход к нему. Моцарту неважно ни признание и общественный глас. Играет в простых заведениях, для простого люда, не смотря на то, что знает, на что способен, и имеет уважение у высших кругов. Ложка дегтя же у «гения» таится в беспечном отношении к собственному труду и к жизни в целом. Для него творческий акт, не что-то «эпическое», способное изменить мир и сознание общество, а скорее углубленное «развлечение». Играет и пишет, направляясь страстью, не подкрепляя это теорией, со слов Сальерии «математикой».
    Сальери же является его отражением. Он тоже пишет хорошую музыку, правда, имея другое отношение к ней, да и к искусству в целом. Даже говоря о нем, просто как о человеке, он абсолютно другой, нежели Моцарт, и, кстати, по типажу боле похож на «земного гения». Холоден, расчетлив, прагматичен, циник. Этого достаточно чтобы сложить о нем мнение как о человеке. Если же говорить про его отношение к делу, то для него музыка - это «математика», это его «хлеб», его «работа» но никак не искусство. Его упорство и труд дали свои плоды, и он является уважаемым человеком в обществе, как музыкант «выше среднего». Он человек, который всего добился сам, через пот и кровь. Он создает свои произведения, не нуждаясь в содействии «божества» и «вдохновения». Сальери – ремесленник, решивший взять на себя миссию обуздать искусство через голову. Термин Сальеризм отлично описывает данное отношение к высокому миру, обычного человека с математическим складом ума. Его зависть к Моцарту вызвана, как ему кажется, «вселенской несправедливостью», а именно тем, что, ему, человеку, который «вкалывал» всю жизнь на одре музыки, не сравниться с Моцартом... гением. Мы видим, как Моцарт относится к тому, что делает, и зависть и гнев Сальери можно понять.
    Тема произведения – зависть. Один творец завидует другому, при этом та самая зависть заставляет пойти на преступление, переступив через нормы морали, ради всеобщего признания.
    Идея – необходимо уметь принимать себя таким, какой ты есть, никому не завидовать. Развиваться.
    Конфликт – между главными героями. У героев разный взгляд на мир в целом, это и порождает конфликт. Борьба между «истинным талантом» и «ремеслом», отсюда и возникает зависть.

    ОтветитьУдалить
  2. Боняк Александра.
    Произведение прочитано полностью.
    Произведение состоит всего из двух сцен. Но, несмотря на краткость, Пушкин поднимает здесь глубокие вопросы, раскрывает трагедию человеческой души, проникает в психологию своих героев. Дружба, творчество, отношение к миру и себе, понятие о таланте и гениальности – в этом можно заключить конфликт.
    Характеристика героев: В пьесе всего три действующих лица: Сальери, Моцарт и слепой скрипач. Все герои произведения – вымышленные. Они лишь условно совпадают с реально жившими в XVIII веке композиторами.
    Центральная фигура трагедии – Сальери. Долгим и трудным был его путь к славе. С детских лет влюбленный в музыку, умеющий тонко чувствовать ее красоту, Сальери всю жизнь положил на алтарь искусства, отказался от других занятий и радостей. Он упорно трудился, чтобы изучить все тайны музыки, освоить законы ее создания. «Ремесло поставил я подножием искусству» говорил Сальери.
    Благодаря своему усердию Сальери удалось подняться на вершину известности. Он научился создавать произведения по правилам гармонии, но в его творениях нет какой-то искры.
    Сальери считает искусство делом избранных. Он с презрением смотрит на простых людей, которые не относятся к музыкальной элите. До тех пор, пока в окружении Сальери находятся такие же талантливые «трудяги» как он, композитор счастлив и спокоен. Ему не приходит в голову завидовать славе тех, кто добился признания таким же путем. Но вот появляется Моцарт. Его музыка легка, радостна, свободна и настолько прекрасна, что никто не может создать подобное. И в сердце Сальери черной змеей вползает зависть, и это одна из его отрицательных сторон.
    Он считает несправедливым, что такой дар получен не в качестве награды за преданность искусству и огромный труд, а случайно, при рождении. Моцарт отмечен Богом, он гениален. Сальери видит это, восхищается его музыкой: «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь». Но поведение гения никак не соответствует его статусу. Сальери не может простить легкий и веселый нрав Моцарта, его жизнелюбие, считает друга «праздным гулякою» и «безумцем».
    Искусство для Моцарта – сама жизнь. Он творит не ради славы и выгоды, а ради музыки. Но легкость, с которой создаются произведения, обманчива. Композитор говорит о томившей его бессоннице, в результате которой пришли «две–три мысли». Моцарт берется писать на заказ «Реквием», потому что нуждается в деньгах. Он искренне считает Сальери другом, тут же причисляет к гениям и его. Моцарт открыт и честен, не допускает мысли о том, что человек, посвятивший себя светлым идеалам искусства, способен на злодейство, и уж тем более на убийство.
    Композиция:
    Экспозиция: жизнь Сальери
    Завязка: встреча музыканта на улице
    Развитие действия: разговор Сальери с Моцартом
    Кульминация: убийство Моцарта
    Развязка: размышление Сальери над словами Моцарта
    Тема: Один творец завидует другому, при этом та самая зависть заставляет пойти на преступление, переступив через нормы морали, ради всеобщего признания.
    Идея: Благополучие для другого печальна. Вызывает зависть.
    Конфликт: между Сальери и своим внутренним миром, в нём бурлит чувство зависти.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Моцартианство и Сальеризм как противоположные взгляды на искусство.
    В связи со смертью Моцарта, была распростроненна версия, что Сальери, друг гения, его и отравил. По мотивам этой легенды, Пушкин пишет трагедию «Моцарт и Сальери» входящую в сборник пьес «Маленькие трагедии».
    В трагедии « Моцарт и Сальери » Пушкин показывает два полярных типа творца. Моцарт – искусство ради искусства, оно свободно, непринужденно, и беспечно. Сальери – искусство это математика, выверенные ноты и паузы, порождающие чувства. На фоне этих различий во взглядах и строится конфликт в трагедии. Невозможно сказать, кто из двух творцов прав, а кто нет. Нельзя рассматривать Сальери как антигероя, а его подход «неверным», а Моцарта однозначно правым, перетекать из крайности в крайность. Необузданное искусство безумно и хаотично и оно ничем не лучше математических методов Сальери. Оно будет либо непонятно (моцартианство) либо очевидно (сальеризм).
    • Моцарт «не достоин своего гения», тратит свою творческую энергию напрасно, и не интересуется миром «высокого» творчества. Играет в сомнительных заведениях, для обычного народа. Не считает что музыка должна быть выверенной, играет и пишет направляясь страстью. Сам по себе прост и беспечен. «Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь…», — говорит Сальери. Но пушкинский Моцарт тут же приземляет пафос высказанного признания веселой репликой вполне приземленного толка: «Ба! право? может быть… Но божество мое проголодалось»
    • Сальери – не разделяет взгядов Моцарта, не является гением, своего статуса «музыканта с большой буквы» добился благодаря упорному труду, и желанию обуздать искусство. Его инструмент – холодный расчет, и это именно то, что уводит его от истинного искусства. Взгляд Сальери, это взгляд математика, а там где начинается математика, заканчивается творчество. Сальери – иной тип творца, средний человек, который не имея «гения» с помощью своего разума, ума и труда, самоопорно, может познавать истину и создавать культуру, в том числе и в цеховом ремесле Музыки сочинять прекрасные и образцовые, нормальные произведения — не нуждаясь в содействии «божества» и «вдохновенья». Сальери – ремесленник, и не имеет ничего общего с настоящим искусством. Музыка для Сальери это работа, это его хлеб. И это своего рода преступление перед искусством.
    Нельзя уходить в крайности, особенно в таком чувственном деле, как творческий акт. Настоящее взвешенное, но яркое искусство создается при сибиозе моцартианства и сальеризма. Если «Гений» (моцартианство) это инструмент, то позиция сальеризма, это инструкция к нему. Если же говорить про Моцарта, то его позиция, по мнению Сальери является преступлением перед миром. Но как становится понятно при более глубоком изучении и сам Сальери , даже не считая отравления, преступник. Нельзя уходить в крайности, у всего должна быть золотая середина!

    ОтветитьУдалить
  5. Прочитано полностью.
    Цикл А.С. Пушкина «Маленькие трагедии» состоит из четырех произведений – «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Каменный гость» и «Скупой рыцарь».
    Тема «Скупого рыцаря» такова: главный герой, рыцарь Альбер, просит денег у отца – Барона. Цель барона – сохранить, цель Альбера – использовать, поэтому первый обделяет сына в расходах, считая его транжирой («Он молодость свою проводит в буйстве, В пороках низких...»). Гнев на родителя все-таки берет верх над рыцарскими качествами. Внешний конфликт между скупым сыном и скупым отцом оказывается настолько сильным, что только смерть одного из участников может его разрешить.
    «Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше.»
    Этими словами Александр Сергеевич Пушкин открывает свою самую маленькую трагедию «Моцарт и Сальери», и этими же словами высказывает идею своего произведения – нет правды в крайностях.
    В трагедии два героя – Моцарт и Сальери. На первый взгляд кажется, что все очевидно: Моцарт – главный герой, потому что хороший, потому что убит, а Сальери – второстепенный, потому что плохой, потому что убил. Однако Пушкин намекает на обратное: «Ты, Моцарт, недостоин сам себя», «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь». Т.е. хоть Моцарт, несомненно, гений, по мнению Пушкина, но он не является идеалом творца, ведь он не ценит свой талант.
    Но несмотря на это, именно Моцарта считают гениальным. В сознании Сальери, который послушно прошел все этапы на пути к «степени высокой», после которой, по его мнению, за труды должна на творца снизойти гениальность, не укладывается факт существования Моцарта - человека, неожиданно появившегося и мгновенно прославившегося. Это и является конфликтом в произведении: рационализм против иррационального.
    Главным героем «Каменного гостя» является Дон Гуан. Его характер противоречив. До конца непонятно, действительно ли он полюбил Дону Анну или это лишь его очередной страстный порыв, но из известного многим обольстителя женских сердец, ветреного и нахального, однако талантливого, красноречивого и смелого человека, Дон Гуан становится другим («Так, разврата Я долго был покорный ученик, Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился!»). Его судьба, как и судьба всех героев цикла, трагична. Несмотря на то, что он забывает свои прошлые цели ради настоящей, как он говорит, любви к Донне Анне, его настигает кара от каменной статуи ее почившего мужа. Таким образом, можно выделить идею произведения: возмездие во имя искупления.
    В «Пире во время чумы» описывается жизнь людей, окруженных смертью. Героев в произведении множество, и все по-разному справляются со страшным бедствием. Главным же героем является председатель Вальсингам. Он отважный человек, который учится наслаждаться жизнью перед лицом смертельной опасности: «Всё, всё, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья – Бессмертья, может быть, залог!».
    Председателю противопоставлен священник. Он не понимает и не приемлет никакого другого способа справляться с утратами и горем, кроме как смирение. Однако его попытки остановить ужасный пир не увенчиваются успехом. И все же он начинает проникаться уважением к председателю после его пламенной речи, осознавая, что наслаждение – единственное, что осталось у того после смерти его жены и матери.
    В этой пьесе внешний конфликт не приводит к прямому противостоянию, каждый остаётся при своём.
    На первый взгляд маленькие трагедии не связаны между собой, но при подробном рассмотрении оказывается, что они объединены одной темой – темой страсти: страсть к богатству, страсть к славе, страсть к наслаждениям и страсть к жизни. Пушкин лаконично и при этом полно воплощает эти темы в маленьких пьесах. Такое художественное своеобразие делает героев более реальными и драматичными, а идеи открытыми для споров, из-за чего «маленькие трагедии» остаются интересными и актуальными до сих пор.

    ОтветитьУдалить
  6. Алексеев Артемий
    Моцарт и Сальери
    все произведение прочитано
    Пьеса «Моцарт и Сальери» - это одна из «маленьких трагедий» Александра Сергеевича Пушкина, написана она предположительно в селе Михайловское в 1826 ом году. Основой пьесы послужила история, а точнее будет сказать легенда о смерти Моцарта от руки Сальери, который завидовал его славе и таланту. В произведении нам показаны два героя, оба они с детства увлечены музыкой, и взрослая их жизнь тесно с ней связана, но цели, к которым они стремятся, в своём творчестве сильно отличаются.
    Главная цель Сальери - это открыть тайну музыки, как она выводит людей на эмоции, каким образом она воздействует на его сознание. Сальери упорно занимается и старается довести свою игру и свой слух до механической точности. Проще говоря, Сальери оценивает музыку как ремесло.
    ..Звуки умертвив,
    Музыку я разъял, как труп. Поверил
    Я алгеброй гармонию.
    Сальери видит в написании произведений тяжелый труд, наградой за который он считает славу. Именно поэтому он считает, что отношение Моцарта к своему музыкальному таланту легкомысленно и глупо.
    Усильным, напряженным постоянством
    Я наконец в искусстве безграничном
    Достигнул степени высокой. Слава
    Мне улыбнулась...
    Отношения Моцарта же к искусству полностью противоположно. Для него творчество это радость и внутренняя свобода. Моцарту неважно мнение других людей, написание произведений даётся ему легко и непринуждённо и именно это вызывает зависть и раздражение Сальери.
    Где ж правота, когда священный дар,
    Когда бессмертный гений — не в награду
    Любви горящей, самоотверженья,
    Трудов, усердия, молений послан —
    А озаряет голову безумца,
    Гуляки праздного?..
    Сальери просто не может понять, как одарённый в музыкальном плане Моцарт может остановиться, что бы послушать, как играет слепой уличный музыкант, и как же он может получать от этого удовольствие.
    Сальери, по моему мнению, нравственно ограничен, что приводит его к завести и злости. Именно из-за этого он решается на такой низкий поступок как убийство Моцарта. Сам же Сальери прикрывает свои настоящие эмоции заботой о судьбе искусства которое Сам Моцарт поднял на высокий уровень.
    Позиции Сальери противопоставлена убежденность Моцарта в том, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». Моцарт в отличии от Сальери не возвышает себя, а приравнивает ко всем остальным музыкантам хотя он очевидно одарён.
    После прочтения произведения я остаюсь на стороне Моцарта, так как он остаются честен с собой и не идёт на низкие поступки из-за ещё более неизменных чувств, а касаемо позиции в творчестве, то и тут позиция Моцарта мне ближе. Искусство без тренировку конечно никуда, но я считаю, что всё рождается от удовольствия, ведь Моцарту искренне нравилось то чем он занимался, ему нравится музыка, нравится её сочинят и слушать. От части из за этого они и преуспел в своём деле.

    ОтветитьУдалить
  7. Тарасова Анастасия
    Маленькие трагедии все в той или иной: мере касаются трагичности человеческой судьбы, потому что главные герои этих произведений, каждый по-своему, преступают общечеловеческие нравственные законы, что не только приводит многих из них к душевному смятению и сомнениям, но и является причиной страданий окружающих. В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери» присутствуют два совершенно противоположных образа: Моцарт и Сальери. Нельзя сказать, что большая часть произведения было на самом деле, потому что это «маленькая трагедия» является одной из легенд, но и отрицать этого тоже нельзя, так же не известно какие характеры были у композиторов.
    Моцарт и Сальери- герои антиподы по характеру. Единственное их сходство — это только то, что они оба музыканты, но основная цель их творчества-разная. Для Моцарта музыка — это радость и свобода внутреннего мира. Ему легко даётся музыкальное слово,и Сальери завидует и раздражается этому, потому что он не так успешен, как Моцарт.
    Активному и весёлому образу жизни Моцарта Пушкин противопоставляет пассивный и завистливый образ жизни Сальери, именно поэтому он решает отравить Моцарта. Свою зависть он оправдывает беспокойством за искусство музыки, которую создаёт его конкурент. После смерти великого композитора, в оправдание, завистник говорит такие слова.
    Моцарт уходит из жизни светлым человеком для себя и народа. Хоть он и не подозревал, что написал Реквием для себя, всё же он творил всю свою жизнь для людей, а не только для себя. Сальери всю жизнь остается с тем, что он убил Моцарта и мукой сомнений в своей гениальности и избранности.
    В "Каменном госте" мы с сталкиваемся с ситуацией, когда человек противопоставляет удовлетворение своих сиюминутных желаний воле судьбы. Дон Гуан не желает нести ответственности за свои поступки, отвечать за свои преступления. Действуя так, как будто ему все позволено, он сеет вокруг себя смерть, смятение, возмущение, обиды. Он не осознает ошибочности своих убеждений, а страдают от этого другие люди.
    В трагедии «Скупой рыцарь» Александр Сергеевич рассматривает конфликт в душе скупого Барона. Барон и его страсть копить золото и всё время увеличивать и увеличивать свои богатства, которая преобладает над здравым смыслом, стремятся выиграть бой у своей совести, побуждающей встать на путь истинный. Каждая монета, накопленная Бароном имеет большое значение для него,

    В «Пире во время чумы» описывается жизнь людей, окруженных смертью. Героев в произведении множество, и все по-разному справляются со страшным бедствием. Главным же героем является председатель Вальсингам. Он отважный человек, который учится наслаждаться жизнью перед лицом смертельной опасности
    Поставив героев в пограничную ситуацию выбора ими жизненного пути, Пушкин до предела обострил драматическую напряженность. В его “маленьких трагедиях” даны образцы реалистического изображения сложного и противоречивого духовного мира человека.

    ОтветитьУдалить
  8. Филиппова Полина
    Важно сказать, что А.С.Пушкин для основы своего произведения взял
    легенду о смерти знаменитого композитора. Умер он от руки своего друга,
    который завидовал мастерству и профессионализму своего товарища.
    Главными героями пьесы являются Моцарт и Сальери. Два хороших
    музыканта. Но как часто бывает, творческие люди- своеобразные. У каждого
    были свои плюсы(например, у Сальери трудолюбие, а у Моцарта добрая
    душа) и минусы.
    Моцарт- юный композитор, очень добродушный и хороший человек.
    Музыкой он занимается с особой любовью, поэтому его музыкальные
    произведения получаются такими живыми и яркими. Для Пушкина Моцарт-
    добрый гений . Он с чистым сердцем относится к людям, в том числе, и к
    Сальери.
    В своей трагедии, Пушкин неравномерно изображает своих героев. Моцарта
    он делает второстепенной фигурой, которая служит для раскрытия образа
    Сальери.
    Сальери полная противоположность Моцарту. Это очень злой и
    завистливый человек, ни перед чем не остановится для достижения своей
    цели. Уже с детства он знал, что хочет стать музыкантом, поэтому всё
    детство Моцарт поделил искусству. Проблема заключалась в том, что музыка
    ему давалась с трудом. Он долго и упорно работал над собой. Да, он освоил
    музыкальное искусство, но превратил это в какое-то ремесло:
    Придал послушную, сухую беглость
    И верность уху. Звуки умертвив,
    Музыку я разъял, как труп. Поверил
    Я алгеброй гармонию.
    Труд Сальери был замечен, поэтому его ожидал успех. Представьте, Сальери
    только что очутился на вершине своей славы, как тут же появляется какой-то
    «гений Моцарт» и всё портит своим творческими навыками. Конечно, в
    Сальери взыгрались ужасные чувства, такие как гордость и зависть. Потому
    «ремесленник» задумал коварный план: избавиться от Моцарта, от этого
    талантливого композитора. Поэтому он решает насыпать в бокал Моцарту яд.
    Образ Моцарта представлен в трагедии двояко: в действии и в монологах
    Сальери, который только и думает о нем, разъедаемый завистью к «гуляке
    праздному», озаренному бессмертным гением «не в награду» за труды и

    усердие. Моцарт в действии близок словесному портрету, составленному
    Сальери. Он и гуляка, и «безумец», музыкант, творящий спонтанно, без
    каких-либо усилий. У Моцарта нет и тени, в отличие от Сальери («Я
    избран…»). Даже нелепый уличный скрипач в глазах Моцарт чудо: ему
    чудно от этой игры, Сальери не понимает своего друга:
    Мне не смешно, когда маляр негодный
    Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
    Мне не смешно, когда фигляр презренный
    Пародией бесчестит Алигьери.
    Один из самый страшных смертных грехов, которой является зависть,
    вынуждает уже немолодого композитора пойти на преступление: отравить
    собственного друга – молодого коллегу Моцарта.

    ОтветитьУдалить
  9. Александр Сергеевич Пушкин «Маленькие трагедии».
    Прочитаны первые 2 пьесы («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери».)
    «Маленькие трагедии» Пушкина, написанные в 1830 году (период болдинской осени в биографии великого русского писателя) состоят из четырех пьес: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», а также «Пир во время чумы».

    «Скупой рыцарь».
    Главный герой - юноша-рыцарь Альбер. Его отец – барон, не просто барон, он очень богат. Но настолько скуп, что их жизнь больше похожа на просто существование.
    Рыцарь недоволен тем, что при богатом отце он вынужден испытывать «стыд горькой бедности»: «Когда б не крайность, вы б жалобы моей не услыхали», - данную фразу главный герой высказал герцогу.
    Альбер не может даже элементарно купить себе новый шлем, ведь его старый «пробит насквозь, испорчен», также конь его хромает, но нового он себе не позволит.
    Пьеса состоит из трёх сцен: 1. Описание образа жизни главного героя; 2. Рыцарь меняет свои взгляды. Страсть овладевает им; 3. Вмешательство герцога в конфликт.
    Экспозиция – образ жизни героев;
    Завязка – страсть овладевает рыцарем;
    Кульминация – смерть барона;
    Развязка – «ужасный век, ужасные сердца!»
    Финал оборван.
    Тема: Александр Сергеевич Пушкин раскрывает такую черту, как скупость.
    Идея: скупой платит дважды.
    Конфликт: Барон – Альбер. Отец уверен, что «богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать». Его цель сохранить и приумножить. Цель Альбера – использовать и насладиться.

    «Моцарт и Сальери».
    Главные герои – Моцарт и Сальери. Великие композиторы. Гении. Творцы.
    Оба влюблены в музыку, в свое дело. Но у каждого ли из них благая цель? Каждый ли создаёт музыку, потому что она идёт из души?
    Думаю, для Сальери – это уже не крик души, а, скорее, труд, в результате которого он становится известным.
    Поэтому Сальери не приемлет легкомысленности Моцарта. Как раз таки у Моцарта музыка, можно сказать, настоящая.
    Моцарт – молодой гений. Музыка его душевна. Он очень талантливый, добрый, с чистым сердцем и открытой душой. Также доверчиво он относится к Сальери, от него он не ждёт ничего плохого.
    Про Сальери можно сказать все с точностью наоборот. Он высокомерен, завистлив, безжалостен. В отличие от Моцарта, музыка давалась ему с трудом. Завидуя тому, что Моцарт становится все известнее, он решает отравить его ядом.
    Состоит из двух действий, четырех сцен. Оба действия состоят из монологов и диалогов главных героев.
    Экспозиция – монолог Сальери об искусстве;
    Завязка – появление Моцарта со стариком;
    Кульминация – решение Сальери отравить Моцарта;
    Развязка – смерть Моцарта;
    Финал – оставшись один, Сальери, теперь как будто потрясенный тем, что он, совершивший злодейство, - не гений.
    Тема: зависть и гордыня (трагедия человека, пораженного этими страстями).
    Идея: зависть разрушает душу человека, толкает его на преступления.
    Конфликт: Моцарт – Сальери. Конфликт, вызван сложным взаимоотношений двух выдающихся личностей, связанных с различием их взглядов на мир, на себя и на творчество, противопоставить в этом конфликте понятия таланта и гениальности, раскрыть глубину человеческой души и проследить её трагедию, к которой приводить разъедающая душу зависть (именно таково и было первоначальное название пьесы – «Зависть»).

    ОтветитьУдалить
  10. Прочитаны пьесы "Каменный гость","Пир во время чумы".
    "Каменный гость".
    Дон Жуан соединяет в себе многие черты: он ветреный любовник, но искренне увлекающийся человек; он смел, благороден, но расчётлив; он поэт. Характер главного героя противоречив, но это не приводит к внутреннему конфликту, потому что Дон Жуан всегда искренен или кажется таковым. Читатель не может понять, насколько правдив Дон Жуан, когда говорит Доне Анне, что до неё по-настоящему не любил ни одной женщины.Важны для раскрытия характера Дон Гуана образы трёх его женщин, а показаны в пьесе только три из множества. Первая из них, Инеза, называется Дон Гуаном бедной. Она рано погибла, возможно, от руки мужа, сурового негодяя. В ней «мало было истинно прекрасного»: помертвелые губы, тихий и слабый, как у больной, голос. Но чёрные глаза и взгляд покорили Дон Гуана. Он с грустью и нежностью вспоминает её.Другая возлюбленная, Лаура, похожа на самого Дон Гуана. Она живёт свободно и делает то, что ей нравится. Лаура актриса, играющая вдохновенно, от сердца. Так же вдохновенно она выбирает любовников и правдива с ними. Дону Карлосу она говорит, что выбрала его, потому что он напоминает Дон Гуана, когда сердится. Ни Лаура, ни Дон Гуан не скрывают, что изменяют друг другу. Их любовь близка к дружбе, единению двух похожих людей.
    Образ Доны Анны полон внутренних противоречий. Она благочестива, хочет быть верной своему достойному мужу, но не обнаруживает ненависти к его убийце. Дона Анна наивна, верит любви Дон Гуана, но при этом иронизирует: «О, Дон Гуан красноречив – я знаю» . Дона Анна пробуждает в Дон Гуане, казалось бы, искренние и глубокие чувства: «Так, разврата Я долго был покорный ученик, Но с той поры, как вас увидел я, Мне кажется, я весь переродился!»Пьеса состоит из 4 сцен, в каждой раскрываются новые черты характера главного героя. В первой сцене характер проясняется через связь с Инезой, во второй — с Лаурой, в третьей и четвёртой – через чувства к Доне Анне. В третьей сцене Дон Гуан шутя зовёт к Доне Анне статую командора. В четвёртой сцене Дон Гуан как никогда близок к счастью: он по-настоящему любит Дону Анну, Кульминация совпадает с развязкой, как и в других «Маленьких трагедиях".Тема трагедии -неотвратимость справедливого возмездия за совершенное.
    Идея — показать, что вседозволенность и высокомерие будет сурово наказано впоследствии.
    "Пир во время чумы".
    Главный герой – председатель пира Вальсингам. Он смелый человек, который не хочет избегать опасности, а встречается с ней лицом к лицу. Вальсингам не поэт, но ночью он сочиняет гимн чуме: «Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю...» Председатель учится наслаждаться смертельной опасностью: «Всё, всё, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья – Бессмертья, может быть, залог!» Даже мысли о погибшей три недели назад матери и недавно умершей любимой жене не колеблют убеждений председателя: «Нам не страшна могилы тьма...»
    Страсть, которую изображает Пушкин в этой пьесе – страх смерти. Но смерть напоминает им о себе, когда телега с мёртвыми проезжает по улице.Другие ищут утешения в Боге, смиренно молясь и принимая любую волю Божью, в том числе и смерть. Таков священник, уговаривающий пирующих разойтись по домам и не осквернять памяти умерших.Третьи не хотят быть утешенными, они в поэзии, в песнях переживают горечь разлуки, смиряются с горем. Это путь шотландской девушки Мери.
    Четвёртые, как Вальсингам, не смиряются со смертью.Кульминация, момент наивысшего напряжения (минутная слабость Вальсингама, его порыв к благочестивой жизни и к Богу), не равна здесь развязке, отказу Вальсингама от этого пути.Уже в то время великий поэт понимал, что этого единства не достичь, несмотря на то, что задача эта поставлена самой историей.В этой пьесе конфликт идей не приводит к прямому противостоянию, каждый остаётся при своём. Только глубокие раздумья председателя свидетельствуют о внутренней борьбе.

    ОтветитьУдалить
  11. Александр Сергеевич Пушкин «Маленькие трагедии».
    Прочитаны первые 2 пьесы («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери».)
    «Маленькие трагедии» Пушкина, написанные в 1830 году (период болдинской осени в биографии великого русского писателя) состоят из четырех пьес: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», а также «Пир во время чумы».

    «Скупой рыцарь».
    Главный герой - юноша-рыцарь Альбер. Его отец – барон, не просто барон, он очень богат. Но настолько скуп, что их жизнь больше похожа на просто существование.
    Рыцарь недоволен тем, что при богатом отце он вынужден испытывать «стыд горькой бедности»: «Когда б не крайность, вы б жалобы моей не услыхали», - данную фразу главный герой высказал герцогу.
    Альбер не может даже элементарно купить себе новый шлем, ведь его старый «пробит насквозь, испорчен», также конь его хромает, но нового он себе не позволит.
    Пьеса состоит из трёх сцен: 1. Описание образа жизни главного героя; 2. Рыцарь меняет свои взгляды. Страсть овладевает им; 3. Вмешательство герцога в конфликт.
    Экспозиция – образ жизни героев;
    Завязка – страсть овладевает рыцарем;
    Кульминация – смерть барона;
    Развязка – «ужасный век, ужасные сердца!»
    Финал оборван.
    Тема: Александр Сергеевич Пушкин раскрывает такую черту, как скупость.
    Идея: скупой платит дважды.
    Конфликт: Барон – Альбер. Отец уверен, что «богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать». Его цель сохранить и приумножить. Цель Альбера – использовать и насладиться.

    «Моцарт и Сальери».
    Главные герои – Моцарт и Сальери. Великие композиторы. Гении. Творцы.
    Оба влюблены в музыку, в свое дело. Но у каждого ли из них благая цель? Каждый ли создаёт музыку, потому что она идёт из души?
    Думаю, для Сальери – это уже не крик души, а, скорее, труд, в результате которого он становится известным.
    Поэтому Сальери не приемлет легкомысленности Моцарта. Как раз таки у Моцарта музыка, можно сказать, настоящая.
    Моцарт – молодой гений. Музыка его душевна. Он очень талантливый, добрый, с чистым сердцем и открытой душой. Также доверчиво он относится к Сальери, от него он не ждёт ничего плохого.
    Про Сальери можно сказать все с точностью наоборот. Он высокомерен, завистлив, безжалостен. В отличие от Моцарта, музыка давалась ему с трудом. Завидуя тому, что Моцарт становится все известнее, он решает отравить его ядом.
    Состоит из двух действий, четырех сцен. Оба действия состоят из монологов и диалогов главных героев.
    Экспозиция – монолог Сальери об искусстве;
    Завязка – появление Моцарта со стариком;
    Кульминация – решение Сальери отравить Моцарта;
    Развязка – смерть Моцарта;
    Финал – оставшись один, Сальери, теперь как будто потрясенный тем, что он, совершивший злодейство, - не гений.
    Тема: зависть и гордыня (трагедия человека, пораженного этими страстями).
    Идея: зависть разрушает душу человека, толкает его на преступления.
    Конфликт: Моцарт – Сальери. Конфликт, вызван сложным взаимоотношений двух выдающихся личностей, связанных с различием их взглядов на мир, на себя и на творчество, противопоставить в этом конфликте понятия таланта и гениальности, раскрыть глубину человеческой души и проследить её трагедию, к которой приводить разъедающая душу зависть (именно таково и было первоначальное название пьесы – «Зависть»).

    ОтветитьУдалить
  12. В пьесе "Моцaрт и Сaльери" А. С. Пушкинa противопоставлены обрaзы двух героев, Творцов, гением, великих композиторов, Моцaрта и Сaльери.
    Оба влюблены в музыку, в свое дело. Но, у каждого ли из них благая цель? Каждый ли создаёт музыку, потому что она идёт из души.
    Думаю, для Сальери это уже не крик души, а, скорее, труд, в результате которого он становится известным.
    Поэтому Сальери не приелет легкомысленности Моцарта. Как раз таки у Моцарта музыка, можно сказать, настоящая.
    Моцaрт-молодой гений. Музыкa его душевна. Он очень талaнтливый, добрый, с чистым сердцем и открытой душой. Тaкже доверчиво он относится к Сaльери, от него он не ждёт ничего плохого. Моцaрт не ждёт предaтельствa от того, кого считает другом.
    Про Сaльери можно скaзaть все с точностью нaоборот. Он высокомерен, зaвистлив, безжaлостен. В отличие от Моцaртa, музыкa дaвaлaсь ему с трудом. Успехa он достиг упорным трудом. Зaвидуя тому, что Моцaрт стaновится все известнее и известнее, он решает отравить его ядом. Он возомнил будто у него есть на это право.
    Но, если посмотреть на это с другой стороны... Моцарт был не против пошутить, веселиться.
    "Когда бы все так чувствовали силу
    Гармонии! Но нет: тогда б не мог
    И мир существовать; никто б не стал
    Заботиться о нуждах низкой жизни;
    Все предались бы вольному искусству.
    Нас мало избранных, счастливцев праздных,
    Пренебрегающих презренной пользой,
    Единого прекрасного жрецов.
    Не правда ль?"
    А Сальери, напротив, был очень серьёзен.
    "Я стал творить; но в тишине, но в тайне,
    Не смея помышлять еще о славе.
    Нередко, просидев в безмолвной келье
    Два, три дня, позабыв и сон и пищу,
    Вкусив восторг и слезы вдохновенья,
    Я жег мой труд и холодно смотрел,
    Как мысль моя и звуки, мной рожденны,
    Пылая, с легким дымом исчезали."
    Сaльери был не соглaсен с тем, что он провел за работой над собой многие годы, а Моцaрт "гуляка праздный", по его мнению, не прилагал особых усилий, чтобы добиться успеха.
    "Ты заснешь надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
    И я не гений? Гений и злодейство
    Две вещи несовместные."
    Сaльери любил музыку, тaк же кaк и Моцaрт, но был злым, в этом его самое большое отличие от Моцарта.
    Отношение к творчеству у них было совершенно разное. Моцарт всегда будет на голову выше Сальери, даже только потому что мотивы к написанию музыки, к занятиям искусством совершенно разные.

    ОтветитьУдалить
  13. Калашникова Екатерина
    Произведение прочитано.
    «Моцарт и Сальери» - это одна из маленьких трагедий великого русского поэта
    А.С. Пушкина, в ней автор открывает читателю мысли Сальери, решившего отравить
    Моцарта, показывает самого гения, их взаимоотношения с Сальери и их отношение к
    музыке. Главным героем этой пьесы однозначно является Сальери: автор выделяет
    ему намного больше времени чем Моцарту, можно заметить, что большая часть
    трагедии - это внутренний монолог Сальери.
    Образы Моцарта и Сальери очень контрастируют, герои противопоставляются друг
    другу. Сальери – строгий, мрачный, поглощенный своими думами, «злой гений». Он
    очень трудолюбив, упорен и самокритичен. Он привык с детства достигать успеха
    упорством, еще в самом детстве он отверг все, что не касалось музыки и несмотря на
    то, что ему было трудно и порой скучно, Сальери преодолев невзгоды, добился
    мастерства, но он сделал искусство ремеслом.

    «Ремесло
    Поставил я подножием искусству;
    Я сделался ремесленник: перстам
    Придал послушную, сухую беглость
    И верность уху. Звуки умертвив,
    Музыку я разъял, как труп. Поверил
    Я алгеброй гармонию.»

    Многие годы он творил «в тишине и в тайне», не думая о славе, а не получившиеся
    произведения уничтожал, но вот он стал известен, его произведения нравятся публике,

    и никто не может подумать, что Сальери несчастен, что его съедает зависть и к кому?
    К Моцарту. Сальери возмущен несправедливостью: великий дар дан не ему, усердно
    трудящемуся над музыкой, а легкомысленному Моцарту.
    «О небо!
    Где ж правота, когда священный дар,
    Когда бессмертный гений — не в награду
    Любви горящей, самоотверженья,
    Трудов, усердия, молений послан —
    А озаряет голову безумца,
    Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!»

    Моцарт действительно очень отличается от Сальери: легкий, жизнерадостный,
    увлекаемый движением жизни, желающий получить от нее удовольствие, гений,
    которому небеса подарили священный дар. Его музыка такая же легкая и струящаяся,
    как и он сам. Сальери, зная Моцарта не понимает, как тот может растрачивать, свой
    дар в пустую.
    В сцене со слепым «скрыпачем» особенно прослеживается различие между двумя
    композиторами. Первое, на чем стоит заострить свое внимание – это реакция Моцарта
    и Сальери на игру слепого: Моцарт смеется, он находит игру старика забавной, а
    Сальери воспринимает его игру, как надругательство над священным искусством,
    называет слепого фигляром и не понимает, зачем Моцарт обратил внимание на игру
    слепого «скрыпача». Второе, что обращает на себя внимание в данной сцене это
    диалог двух музыкантов, после ухода слепого старика. Моцарт шел к Сальери, чтобы
    что-то ему показать. Этим «что-то» является набросок музыкального произведения,
    идея которого пришла к нему ночью, когда Моцарт играет Сальери, тот восклицает:
    «Ты с этим шел ко мне
    И мог остановиться у трактира
    И слушать скрыпача слепого! — Боже!
    Ты, Моцарт, недостоин сам себя.»

    Сальери не понимает, как Моцарт мог слушать бездарную игру и не стремиться
    показать свое гениальное творение. Ведь даже придя к другу Моцарт не спешит
    играть, он сначала просит сыграть слепого, а потом заметив, что Сальери не в духе и
    вовсе решает прийти позже. Он говорит, что пришел с «безделицей», а ведь это вовсе
    не безделушка.
    Думаю, можно сказать. Что это отношение Моцарта и было пиком, после которого
    Сальери решается убить гения. Он верит в то, что спасает искусство музыки, считает,
    что не будет смысла в жизни Моцарта для музыки, так как он, поднявшись на высоты
    сам, уйдет и не оставит того, кто унаследует его дар.
    Далее Моцарт уже будто предчувствует свою гибель, во второй сцене он появляется
    печальным, его тревожит реквием и человек в черным, который будто следует за ним,
    как тень. Здесь его черный человек символизирует смерть, и Моцарт будто сам того не
    зная, пишет реквием самому себе.
    Одна из последних фраз Моцарта «Гений и злодейство – Две вещи несовместные». На
    мой взгляд, эти слова встают между Моцартом и Сальери навечно разделяя их:
    чистого гения и ремесленника, который имел талант, но не был гением.

    ОтветитьУдалить
  14. Сравнительный анализ образов Моцарта и Сальери
    В данном произведении раскрывается конфликт двух персонажей: Антонио Сальери и Моцарта. Это противостояние интересно тем, что оно заключается в отношении этих персонажей к искусству, а также в разном его понимании и интерпретации.
    В трагедии А.С Пушкина «Моцарт и Сальери», Сальери представлен нам как образ творца, для которого искусство – это великий труд, который требует огромных усилий, он относится к созданию произведений искусства, как к сложно кропотливой работе, которая даёт свой результат только в качестве успеха и заслуженной славы. Он считает вдохновение и его порывы чем-то легкомысленным и отвергает подобное отношение к искусству.
    Моцарт же, в свою очередь, представлен нам в данном произведении, как творец, который относится к искусству и к своим произведениям, как раз как к порыву души и вдохновения. Он будто пропитан музыкой изнутри, музыка живёт в нём, а он в ней. Моцарту без труда даются сложные музыкальные партии, он исполняет их смеясь и играюще. Он будто забавляется и у него сами по себе получаются его произведения.
    Моцарт и Сальери противопоставлены друг другу, как чистый светлый гений и злобный гений. Этот конфликт также вечен, как противостояние добра и зла. Сальери никогда не сможет смириться с прирождённым талантом Моцарта. Он считает, что Моцарт пренебрежительно относится к искусству, негодует от лёгкости, с которой у того рождаются произведения искусства.
    Моцарт, в свою очередь, будто дразнит всех своим талантом, не прилагая особых усилий. И реакция Сальери не заставляет себя ждать. Его зависть перерастает в ненависть. Ведь его рационализм в искусстве не даёт покоя ему, когда он видит, как работает Моцарт.
    Таким образом, в данном произведении через конфликт главных героев Моцарта и Сальери, показаны противоречия двух разных взглядов на искусство и двух разных подходов к нему. Эти взгляды даже получили названия «Моцартианство» и «Сальеризм».

    ОтветитьУдалить
  15. Сироткина Алиса
    Произведение прочитано полностью
    В «Маленьких трагедиях» Пушкина в части «Моцарт и Сальери»,положена легенда о смерти знаменито¬го композитора, отправленного другом и завидующего его славе и таланту.Жизнь Моцарта и Сальери тесно связана с музыкой, но цели и мотивы творчества — раз¬личны. Сальери в детстве заинтересовался музыкой, которая заставляла людей плакать и смеяться. Но занимась, стремясь придать пальцам «послушную, сухую беглость и верность уху», он выбрал стезю ремесла:
    «...Звуки умертвив,
    Музыку я разъял, как труп. Поверил
    Я алгеброй гармонию.»
    После того, как он достиг определённых результатов, музыкант «дер-знул предаться неге творческой мечты.» Сальери относится к написанию произведений как к тяжелому кро¬потливому труду, усердию, заслуженной наградой за который явля¬ются успех и слава.
    «Усильным, напряженным постоянством
    Я наконец в искусстве безграничном
    Достигнул степени высокой. Слава
    Мне улыбнулась...»
    Именно поэтому он не приемлет «легкомысленного» от¬ношения Моцарта к своему великому таланту. Но для Моцарта музыка — это всегда радость творчества, внут¬ренняя свобода. Он независим от мнения окружающих.Моцарту награждён природным даром в музыке. «Бессмертный гений» дан «счастливцу празбному». Перед этим фактом, все усилия Сальери меркнутЛегко, без принуждения дается ему волшебное искусство, вызывая зависть и раздражение Сальери:
    «Где ж правота, когда священный дар,
    Когда бессмертный гений - не в награду
    Любви горящей, самоотверженья,
    Трудов, усердия, молений послан -
    А озаряет голову безумца,
    Гуляки праздного?..»
    Для самолюбивого и гордого Сальери непостижимо то, что наделенный божественным даром композитор может остановиться, чтобы послушать безыскусную игру слепого уличного музыканта и еще находить в этом удовольствие. Сальери раздражен предложением Моцар¬та разделить его радость:
    «Мне не смешно, когда маляр негодный
    Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
    Мне не смешно, когда фигляр презренный
    Пародией бесчестит Алигьери.»
    Веселому восприятию жизни Мо¬царта Пушкин противопоставляет нравственную ограни¬ченность Сальери, которая и приводит его к мысли отра¬вить великого композитора.Зависть и ревность Са¬льери оправдывает ложным беспокойством о судьбе ис¬кусства, которое, будет поднято Моцартом на недосягае¬мую высоту, будет обречено вновь пасть вниз после его смерти
    «...я избран, чтоб его
    Остановить- не то мы все погибли,
    Мы все, жрецы, служители музыки,
    Не я один с моей глухою славой...»
    Гениальность Моцарта кажется ему причиной его несчастий, но Моцарт даже не подозревает об этом.
    Позиции Сальери противопоставлена мысль Моцарта в том, что «гений и злодейство-две вещи несов¬местные». Моцартух не возвышает себя, а приравнивает ко всем, умеющим чув¬ствовать «силу гармонии»:
    «Нас мало избранных, счастливцев праздных,
    Пренебрегающих презренной пользой,
    Единого прекрасного жрецов.»
    «Но ужель он прав,

    Сальери убеждает себя, что он поступает правильно и только после смерти Моцарта он начнёт творить.
    И я не гений? Гений и злодейство
    Две вещи несовместимые. Неправда…»
    В зависти Сальери лежит тщеславие.
    У Моцарта печальное настроение, будто бы предчувствие своей кончины, но он не подразумевает, что опасность исходит от его друга,Сальери.
    Моцарт-истинный талант, гений. Для него искусство-сама жизнь. Он творит не ради славы и денег, а ради музыки. Сальери опирается на математическую гармонию и только благодаря ей может работать. Но опустившись до того, чтобы отравить своего друга из-за зависти, он убивает в себе гения


    ОтветитьУдалить
  16. Худяшова Эрна
    прочитано полностью
    Под " моцартианством" я понимаю отношение к искусству как к данности, человек не прилагает
    особых усилий, не высчитывает музыку, это одаренность, которую чаще всего не ценят ("Ты,
    Моцарт, недостоин сам себя"). Что касается "сальеризма" это достижение творческих высот через
    труд и старания ("...Вкусив восторг и слез вдохновенья,/Я жег мой труд и холодно смотрел..."). То
    есть с одной стороны одаренность, но не серьезное отношение, а с другой стороны труд и
    критичность.
    В произведении А. С. Пушкина "Маленькие трагедии" примером такого взгляда как
    "моцартианство" становиться ( как не удивительно) Моцарт, в его образе выражается бесконечный
    талант и глумление над искусством, система которого строилась не одно столетие. А примером
    "сальеризма" является Сальери, как вопрощение трудолюбия и самокритичности .
    Эти два взгляда противоположны друг другу.Один из взглядов убеждает что талант сделает все за
    творца, а другой напротив убеждает, что всему можно научиться и также достичь высот если очень
    много трудиться . Если есть талант, но не стоит прилагать усилия, а если его нет, то тогда только
    огромным трудом можно достичь высот? Но ведь это не справедливо, почему кому-то приходится
    выжимать свои душевные и эмоциональные силы, а кто-то даже успевает шутить, глумиться над
    проработанной веками системой.
    Эта вражда, порожденная завистью, напомнила мне о таких архитекторах как Бернини и
    Борромини, они схожи с Моцартом и Сальери ( как с героями произведения). Такой же затворный
    гений Борромини как и Сальери (нелюдим, вечно в работе), и такой же "праздный гуляка" Бернини
    как и Моцарт. Конечно же их несомненно многое отличало. Однако зависть погубила двух из них,
    один не смогу смирить с успехом другого, а Сальери отравил из зависти Моцарта.
    Нельзя утверждать что один из этих взглядов правильный, а другой нет. Без предрасположенности
    к творчеству тяжело добиваться успехов, но это не говорит о том, что это невозможно. Однако
    "высчитывать" искусство и кропотливо сидеть над каждым звуком тоже не есть хорошо. Для
    искусства необходима страсть, душа, иначе же это получается ремесло, просто хорошо сделанная
    работа и не более, она не возьмет за душу зрителя, не проникнет в его сердце.

    Итак, исходя из моих размышлений сказанных выше, делаю вывод что создавать истинное
    искусство, которое будет трогать душу человека, зрителя, необходимо заниматься тем что нравиться,
    при этом прилагая усилия и стремясь к идеалу.

    ОтветитьУдалить
  17. прочитано все
    Трагедия Александра Сергеевича Пушкина «Моцарт и Сальери» — это всегда актуальное произведение, оно объединяет вечные темы: человека в искусстве и искусство в человеке.
    Моцарт и Сальери представляют два принципиально разных отношения и подхода к искусству, но их синтез — это гармония творчества. Однако, слияние и объединение «умов» героев — это приторная утопия, поэтому произведение заканчивается трагедией для обоих.
    Для Сальери характерен рациональный подход к творческому процессу, а музыка для него — это «алгебра гармонии», постигнуть которую можно лишь «усильным, напряженным постоянством». Искусство с позиции героя возможно постигнуть исключительно умом и трудолюбием. Возможности Моцарта, его музыка для Сальери невозможна в принципе, потому что находится за гранью рационального познания. В связи с этим он даже называет Моцарта богом: «Ты…бог, и сам того не знаешь».
    Убийство гениального товарища для Сальери — это попытка сохранить смысл главного дела своей жизни и жизни других ремесленников, герой всячески боится признаться себе в возможности «Моцартианства».
    Моцарт, действительно, гений в своем роде. Для него создание музыки — это, прежде всего, порывы вдохновения, радость творчества, внутренняя свобода. Он независим от мнения окружающих. Во главе его таланта-эмоции, чувства, интуиция и легкость, беззаботность, что категорически противоречит взглядам Сальери. Герой творит, согласно зову сердца, пренебрегая положенными нормами и правилами. К своему дару он относится непринужденно, принимая его за должное, естественное и обыкновенное, не осознавая, что тем самым выращивает ненависть в Сальери, провоцирует его на отчаянный шаг.
    Противопоставление, различное отношение героев к жизни обнаруживается по отношению к старику-скрипачу. Моцарт воспринимает неполноценную, фальшивую игру собственных произведений, как легкую шутку и даже повод порадоваться народной любви к его творениям, тогда как Сальери смотрит на данную ситуацию исключительно серьезно - для него это оскорбление и посрамление музыкального искусства.
    Очевидно, что два пушкинских героя — это две половины целого, как «Инь» и «Янь». Исходя из этого, нельзя присвоить кому-то однозначно отрицательные или положительные качества, данные образы нужно рассматривать как теоретически возможный симбиоз. Утопический идеал автора — это вдохновлённый творец, чувствующий, действующий по наитию, интуиции, открытый миру, как Моцарт, но сознательный, трудолюбивый, преданный искусству, жертвующий ради музыки всем, как Сальери.
    Рассматривая героев произведения, как «двух сыновей гармонии» становится очевидной вся трагедийность данной истории – вместо возможного идеального союза, мы обречены наблюдать победу человеческого эгоизма, неготовность принять то новое, что заставляет отказываться от прежних представлений или, тем более, признавать судьбоносное поражение.



    ОтветитьУдалить
  18. Из-за смерти Моцарта, была распространена версия о том, что Сальери, друг гения, отравил его. По мотивам этой легенды, Пушкин пишет своё произведение, трагедию «Моцарт и Сальери», входящее в сборник пьес «Маленькие трагедии».
    В своей трагедии, « Моцарт и Сальери », Пушкин показывает два типа творца. Моцарт – это искусство ради искусства, он свободный, беспечный, и непринужденный. Сальери – для него искусство, как математика, выверенные паузы и ноты, порождающие определённые чувства. Основа конфликта застраивается на фоне различия двух взглядов. Нельзя сказать, кто из них прав, а кто нет. Нельзя говорить, что Сальери антигерой и его подход «неправильный», а Моцарт однозначно прав. Не стоит перебегать из крайности в крайность. Неподвластное искусство Моцарта хаотично и оно ничем не лучше математической методики Сальери. Оно будет или неоднозначно (моцартианство) или очевидно (сальеризм).
    • Моцарт «не достоин своего гения», растрачивает свой творческий потенциал напрасно, не интересуется жизнью «высокого» творчества. Играет для обычного народа. Не считает музыку «математикой», играет и пишет, управляясь чувствами. Очень прост и беспечен.« Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь...», — говорит Сальери. Но пушкинский Моцарт тут же приземляет пафос высказанного признания веселой репликой вполне приземленного толка: «Ба! право? может быть... Но божество мое проголодалось»
    • Сальери – не разделяет взгядов Моцарта. Он не гений, свой статус «музыканта с большой буквы» добился благодаря упорному труду, и желанию овладеть искусством. Его главный инструмент – четкий расчет, и это именно то, что уводит его от настоящего искусства. Взгляд Сальери, это взгляд математика, а там где начинается математика, заканчивается творчество. Сальери – это другой тип творца, усредненный человек, у которого нет «гения». Он, с помощью своего упорства и ума, может познавать и творить, в том числе и в цеховом ремесле музыки, сочинять прекрасные и образцовые, произведения — не нуждаясь в помощи «музы». Сальери – ремесленник, и не его работам далеко до настоящего искусства. Для него музыка – это его работа, это то, что кормит его. И это своего рода преступление перед искусством.
    Настоящее яркое искусство создается при симбиозе сальеризма и моцартианства. Если моцартианство – это ученик с огромным потенциалом, то сальеризм - это учитель, который поможет ученику раскрыться полностью, он будет направлять его в правильное русло. Сальери считает, что позиция Моцарта – это огромнейшее преступление перед миром. Но если углубиться в изучение произведения, то становиться понятно, что Сальери – тот же преступник, ибо нельзя бросаться в крайности, все должно быть в этом мире гармонично.

    ОтветитьУдалить
  19. Глинка Лера.Цикл "Маленькие трагедии" Александра Сергеевича Пушкина, состоящий из небольших, коротеньких пьес :«Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», прочитан полностью.
    1."МОЦАРТ И САЛЬЕРИ"
    Характеристика главных героев:
    - В трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои являются противоположными персонажами. Два гения -гений зла и добрый гений. Сальери достиг успехов в творчестве своим упорным трудом: «Усильным, напряжённым постоянством/ Я наконец в искусстве безграничном/ Достигнул степени высокой. Слава мне улыбнулась…»
    Он критично относится к себе и другим людям, он завистлив, желчен, безжалостен и высокомерен. « Я избран, чтоб его остановить – не то мы все погибнем…»
    Образ Моцарта –это образ жизнерадостного, добродушного человека. Он талантлив от Бога, скромен, открыт и доверчив, не подозревая, что Сальери завидует ему и готов совершить подлость. Моцарту легко даётся написание музыки. Музыка для него- это внутренняя свобода, приносящая радость.
    Тема и Конфликт: Главной темой в данном произведении является некий конфликт между творческим и рационалистическим.
    Именно зависть является разрушительной силой.
    Композиция:
    Главной особенностью произведения есть то, что она состоит из монологов героев, а также и диалогов главных персонажей.
    2."СКУПОЙ РЫЦАРЬ"
    Тема: О раскрытии сторон человеческой души, качеств человека.( о скупости).
    Конфликт: Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю.
    Композиция:В трагедии три сцены. Из первой читатель узнаёт о тяжёлом материальном положении Альбера, связанном со скупостью отца. Вторая сцена – это монолог скупого рыцаря, из которого понятно, что страсть им овладела полностью. В третьей сцене в конфликт вмешивается справедливый герцог и невольно становится причиной гибели одержимого страстью героя. Кульминация (смерть барона) соседствует с развязкой – выводом герцога: «Ужасный век, ужасные сердца!»
    3."КАМЕННЫЙ ГОСТЬ"
    Тема: о любви и смерти, тема наслаждения как высшее благо. Наслаждение и плата за него, наслаждение и смерть!
    Характеристика героев: Дон Жуан- он ветреный любовник, но искренне увлекающийся человек; он смел, благороден, но расчётлив; он поэт (его песню поёт Лаура). Характер главного героя противоречив
    Конфликт: Внешний конфликт в пьесе нужен для развития сюжета: именно многочисленные дуэли стали причиной изгнания Дон Гуана, дуэль с командором и его убийство привели к приходу каменного гостя.
    Композиция: Пьеса состоит из 4 сцен, в каждой раскрываются новые черты характера главного героя. Образ статуи командора – это судьба, символ прошлых проступков Дон Гуана, тяжёлых, как пожатие каменной руки, не допускающих счастливой жизни. Кульминация совпадает с развязкой, как и в других «Маленьких трагедиях».
    4."ПИР ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ"-это философское произведение, которое заставляет задуматься о смысле жизни и о кратковременности пребывания людей на грешной земле.
    Тема: о человеческой души, которая находится в крайнем напряжении; причиной этого
    напряжения является неминуемая гибель от чумы, ожидающая человека, страх
    смерти.
    Характеристика героев: Главный герой – председатель пира Вальсингам. Он смелый человек, который не хочет избегать опасности, а встречается с ней лицом к лицу. Вальсингам не поэт, но ночью он сочиняет гимн чуме: «Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю...» Председатель учится наслаждаться смертельной опасностью: «Всё, всё, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья – Бессмертья, может быть, залог!» Даже мысли о погибшей три недели назад матери и недавно умершей любимой жене не колеблют убеждений председателя: «Нам не страшна могилы тьма...»
    Конфликт: В этой пьесе конфликт идей не приводит к прямому противостоянию, каждый остаётся при своём. Только глубокие раздумья председателя свидетельствуют о внутренней борьбе.

    ОтветитьУдалить
  20. Цветкова Анастасия.
    Прочитано полностью.
    Писала комментарий ещё в апреле, но не подписала. 29 апреля.
    А.С.Пушкин “Маленькие Трагедии”
    Произведение прочитано полностью.
    Драматический цикл “Маленькие трагедии” состоит 4 произведений- «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Каменный гость» и «Скупой рыцарь», главными героями которых являются личности, живущие своими страстями, приводящими к гибели.
    Основными персонажами «Маленьких трагедий» являются Дон Гуан, Сальери, Барон… Все они сильные, мыслящие и невероятной натуры, но внутри каждого из них зреет конфликт, который неизбежно приводит к трагическим последствиям. Дон Гуан представляется чувствительной натурой, Барон – жаден, а Сальери – завистлив. Разберу подробнее одно из произведений.
    Именно черта завести Сальери делает его более важным персонажем, чем талантливого везунчика Моцарта, которому написание музыки дается с невероятной легкостью, и он пользуется успехом у очаровательных юных дев и многое другое.
    Сальери восхищается талантом везунчика, но в то же время сильно завидует “Завистник. Я завидую; глубоко,/Мучительно завидую…”. Он решает, что справедливость должна восторжествовать. В итоге Моцарт погибает “До свиданья. /(Один.) /
    Ты заснешь/Надолго, Моцарт!” , а Сальери остается жить, но его зависть не исчезает и лучше ему не становится. Оказывается, что виной тому были не внешние факторы, а внутренние проблемы завистника. Его жизнь лишена чувства гармонии, он же не умеет радоваться успехам других и обречен на вечное страдание.
    Два композитора Моцарт и Сальери отражены у Пушкина, как две стороны одной «медали», жизнь и смерть, земля и небо. Чтобы в мире не нарушался баланс добра и зла в нем должны жить и гении, и злодеи.
    Но остро возникают вопросы сюжета. Каков он Моцарт? Сумасшедший гений или создатель божественной музыки? А Сальери совершил злодеяние или восстановил справедливость?
    Герой-любовник Пушкина – музыкальный гений Моцарт-композитор творивший, как дыша – легко и непринужденно. Он жил несомненно. Только в плену у своих звуков, которыми готов поделиться со всеми вокруг. Моцарт думал, что так будет продолжаться вечность. Но любая жизнь рано или поздно имеет свой конец. “Но я нынче нездоров,/Мне что-то тяжело; пойду засну./Прощай же!”
    Его визави Сальери обладает рациональным умом. Он пишет музыку, будто рассчитывает математические формулы: “ Музыку я разъял, как труп. Поверил /Я алгеброй гармонию.” Он как композитор знает цену каждой ноте. Музыка для него святое и он не желает к ней никого подпускать. Сальери хочет сохранить всю ее красоту только для себя и наслаждаться ею в одиночку.
    Самая страшная цена за величие – убийство. Его страсть к единовластию в мире музыки велика и он не станет терпеть, чтобы священнодействие превратилось в балаган. Ради гармонии он готов и на убийство.
    Действие «Маленьких трагедий» происходит в Средние века, в эпоху Ренессанса. Именно в те времена у людей максимально проявлялись такие чувства как рыцарская честь и бесстрашие, которые абсолютно контрастировали с жадностью, завистью и прелюбодеянием.

    ОтветитьУдалить
  21. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога