А. И. Солженицын «В круге первом»
В основу романа легли воспоминания автора о «шарашке Марфино» — научно-технической спецтюрьме МВД, где он провёл три года. Прообразами героев стали сам Солженицын и его товарищи по заключению — литературовед и диссидент Лев Копелев, инженер-конструктор и философ Дмитрий Панин.
Заключённые, разрабатывающие «аппарат секретной телефонии» по личному указанию Сталина, получают задание распознать человеческий голос — голос конкретного человека, который в случае успеха их миссии будет арестован. Перед ними стоит нравственная дилемма — согласиться работать на репрессивную систему или отправиться из относительно комфортабельного «первого круга» ада в настоящий ГУЛАГ. В центре романа — спор о коммунистической идеологии, когда-то равно близкой всем персонажам, и о том, оправдывает ли цель средства. Вторая сюжетная линия связана с дипломатом Иннокентием Володиным, чей голос, собственно, и нужно расшифровать: его арестовывают за то, что он позвонил в посольство США и предупредил о том, что советские агенты на днях украдут секрет атомной бомбы.
Заключённые, разрабатывающие «аппарат секретной телефонии» по личному указанию Сталина, получают задание распознать человеческий голос — голос конкретного человека, который в случае успеха их миссии будет арестован. Перед ними стоит нравственная дилемма — согласиться работать на репрессивную систему или отправиться из относительно комфортабельного «первого круга» ада в настоящий ГУЛАГ. В центре романа — спор о коммунистической идеологии, когда-то равно близкой всем персонажам, и о том, оправдывает ли цель средства. Вторая сюжетная линия связана с дипломатом Иннокентием Володиным, чей голос, собственно, и нужно расшифровать: его арестовывают за то, что он позвонил в посольство США и предупредил о том, что советские агенты на днях украдут секрет атомной бомбы.
Cолженицын «В кругу первом»
ОтветитьУдалитьАвтор в собтвенных произведениях постоянно поднимает «большие» проблему, которые отличаются извечной актуальностью, где на первый план выходит проблема нравственности, нравственного выбора человека. Солженицын так-же взял на себя мисию своим творчеством рассказать, что твориться с личностью в тиранической тоталитарной стране, и призвать будущие поколению к изменению нравственых идеалов, он предостерегает. Это стало причиной многочисленных дискусий вокруг его произведений, а на роман это оказало следущий эффект – он претерпел множество редакций.
Произведение «В кругу первом» рассказывает про зека переведенноо в спецтюрьму, которая после рабочих лагерей кажется ему настоящим раем, герой восхищается: «Завтра меня не погонят в педяную воду! Сорок грамм сливочного масла! Черный хлеб — на столах! Не запрещают книг!.. Надзиратели не бьют зеков!.. Мне чудится, что я — в раю!». Эти строки вызывают двоякое ощущения, с одной стороны то, что терпел герой до этого было просто ужасно, но с другой, несмотря на то, что он получил «прибавку» к уровню быта, он все так-же в тюрьме. Подобные «райские» условия поставили героя перед диллемой: он либо смиряется с ситуацией и законами спецтюрмы, или по местному «шарашки, и деградирует, либо сохраняет лицо и душу человека. В шарашке воздейтвуют не на физическое состояние заключенных, а позарятся выше, на его душу и пытаются ее просто напросто выродить. Для них есть прекрасная перспектива начать новую жизнь «свободу, чистый паспорт и квартиру в Москве», но на другой чаше весов человеческая совесть. Работали зеки в институте МГБ, так-же в прессе известном как «Лаборатория 1» «Лаборатория 12», заключенным же предлагали оказать комплексу помощь в решении определенных околонаучных проблем, а для заключенных это значит пренебреч моральным кодексом . И здесь мы видим доблесть заключенных. Многие из них понимают насколько цена их свободы высока, и делают выбор в пользу трудовых лагерей, вместо заоблачного рая шарашки. Мы видим как у героев формируется мировозрение.
Проблематику можно определить общими словами добро простив зла, а так-же экзистенциальная проблема поиска смысла жизни. Образ зла в произведении, это власть, которая готова на все, винты в государственной системе. Чекисты несущие зло в этот мир, убожество и безнравственность – вот кто истинный злодей, вот где корень зла в системе советской власти.
Главные герои представлены как образ русской интелигенции, можно так выразится «без греха за душой», они добры, высокоинтелектуальны, нравственно высоки. Солженицын говорил, что у таких людей есть «устоявшееся ядро» личности.
Сюжетная линия приводит нас к следущему параоксу: зеки – интелигенция, они умны и высоконравствены, змей искуситель и их надзератели – самые настощие преступники. Сам по себе тюремный режим выводит моральных уродов, они же и встают на его защиту.
Вывод: Как бы ужасна не была ситуация нужно думать не только о себе, нужно должен бороться против зла, которое вырождает нравственность, а главная мысль произведения «Человек всегда должен оставаться человеком!»
Худяшова Эрна
ОтветитьУдалитьПрочитано полностью
Сам Солженицын расшифровывает название романа следующим образом: «Шарашку придумал, если хотите, Данте. Он разрывался – куда ему поместить античных мудрецов? Долг христианина повелевал ему кинуть этих язычников в ад. Но совесть возрожденца не могла примириться, чтобы светлоумных мужей смешать с прочими грешниками и обречь телесным пыткам. И Данте придумал для них в аду особое место». «Шарашка – высший, лучший, первый круг ада».
Это толкование схватывает ближайший, непосредственный, тематический план романа: шарашка как преддверие настоящей каторги, место, где собраны мудрецы, ведущие свои философские споры. Противопоставлены их позиции, все они стоят перед искушением и перед выбором, и каждый этот выбор делает. Есть и другие толкования: «шарашка» уподобляется Аристотелевской «академии», где ученые мудрецы общаются и обмениваются мыслями, или «Ноеву ковчегу» («институт расположен в «двухэтажном ковчеге бывшей семинарской церкви»), противопоставленному окружающему его «черному океану».
Но есть и другой, более общий символический смысл названия. Он уже выходит за пределы собственно «шарашки» и соотносится с общей идеей Солженицына: вся Россия – тюрьма. И потому «первый круг» – это вся Россия, Россия Гулага, и соотносится этот узкий круг с более широким кругом свободного, не тюремного мира, под которым понимается остальное человечество (и прежде всего светоч демократии – Америка, которой можно доверить плоды труда мудрецов, гулаговской же России – нельзя).
В романе нет одного главного героя. Их несколько: Глеб Нержин, Рубин, Сологдин. У этой троицы есть определенные, хорошо известные прототипы: за Нержиным стоит сам Солженицын, это его, так сказать, alterego; прототип Рубина – Лев Копелев, прототип Сологдина – Дмитрий Панин(кстати, он обозначил свои собственные воспоминания о марфинской «шарашке» тем именем, который дал ему Солженицын в романе: мемуары Панина называются «Записки Сологдина»).
Они ведут между собою длительный философский спор; у каждого своя позиция; всех ждет искушение, всем предстоит пройти через испытание и сделать свой выбор.
А сюжетная ситуация задана еще одним – вымышленным – героем – дипломатом Иннокентием Володиным и его собственнымвыбором, который дает толчок всему движению романных событий.
Володин совершает отчаянную попытку изменить ход истории. В канун Рождества он делает звонок из телефона-автомата в американское посольство, предупреждая о том, что на днях в Штатах должна состояться встреча советского разведчика с завербованным им американским ученым, встреча, в результате которой Советский Союз получит секрет американской атомной бомбы. Звонок бесполезный: американский посол, занятый хлопотами предстоящих праздничных рождественских каникул, не придает значения предупреждению незнакомца или принимает его за провокацию.
Но звонок зафиксирован МГБ, начинается поиск злоумышленника. «Мудрецы» из марфинской «шарашки» получают задание найти технический способ идентификации голоса звонившего. Это событие дает толчок стремительному развитию событий в последующие три дня, описанные в романе, способствует выявлению сути «идеи» каждого из героев, кристаллизации их позиций. Происходит их проверка выбором, который делает в этой ситуации каждый из «мудрецов». Но всему этому предшествуетвыбор и поступок Володина.
Прочитано полностью
ОтветитьУдалитьВ литературе XX в. можно наблюдать ослабление организующей роли сюжета. Функцию создания композиционного единства произведения принимают на себя иные формально-содержательные элементы: лейтмотивы, повторы образов, сюжетных ситуаций, смена точек зрения, чередование повествователей. Стало ясно, что мир намного сложнее и не укладывается в систему причинно-следственных отношений, функцией которых и оказывался сюжет реалистического романа.
Ho Солженицын идет по другому пути: не отказываясь от сюжета, делая его важнейшим элементом романа, он сжимает художественное время, охватывающее множество лиц, всего лишь до трех дней: действие начинается во второй половине дня в субботу 24 декабря 1949 г. (кружевные стрелки на часах в Мидовском кабинете государственного советника второго ранга Иннокентия Володина показывали пять минут пятого), а заканчивается во второй половине дня вторника, 27 декабря. Этот принцип временного сжатия объяснен самим Солженицыным. Размышляя о Марфинской шарашке, своего рода научно-исследовательском институте, где живут и работают заключенные “враги народа”, писатель вспоминал: “Я там жил три года. Описывать эти три года? Вяло, надо уплотнять. Очевидно, страсть к такому уплотнению сидит и во мне, не только в материале. Я уплотнил — там, пишут, четыре дня или даже пять, — ничего подобного, там даже нет трех полных суток, от вечера субботы до дня вторника. Мне потом неуютно, если у меня просторно слишком. Да может быть, и привычка к камерной жизни такова. В романе я не могу, если у меня материал слишком свободно располагается” (Публицистика, т. 2, с. 422).
главный сюжетный узел романа “В круге первом” (работа с магнитофонной записью разговора Иннокентия с американским атташе) разворачивается на шарашке. И хотя только Лев Рубин участвует в этой работе, в роман входят образы других заключенных, его друзей и идеологических оппонентов, героев, наиболее интересных для автора, способных к интенсивной внутренней жизни, к постановке и решению серьезных идеологических и философских проблем. Постоянные споры, которые ведут они между собой, позволяют сопоставить их жизненные позиции, обозначают идеологические конфликты, возникающие между ними.
Именно эти споры формируют, с одной стороны, идеологическую и философскую проблематику романа; с другой — его сюжетно-композиционную структуру, способную воплотить подобное содержание.
Действие романа переводится во внесобытийный ряд. Повествование об обыденной жизни шарашки в течение трех суток наполнено множеством каждодневных событий, но не они определяют развитие внутреннего действия. Оно развивается в диалогах героев, в их ожесточенных спорах. Эти споры затрагивают проблемы философские (внешняя несвобода и внутренняя свобода, доступная развитой личности) и политические (оптимальная форма политической организации общества).
Споры героев, такие, например, как постоянные стычки марксиста и убежденного коммуниста Рубина с Нержиным и Сологдиным, закачивающиеся болезненным и даже трагическим для Рубина поражением в ночной схватке с Сологдиным, формируют идеологическую проблематику романа.
Ботаненко Руслан
ОтветитьУдалитьПрочитано полностью)
Солженицын написал большое количество разных произведений, которые стали не только популярными, но и знаменитыми. Произведение «В круге первом» он написал в 1958 году. Все происходит в Москве. Именно здесь и живет Иннокентий. Родители старались сделать все для того чтобы у сына было не только хорошее воспитание, но и высшее образование. Но вот они даже и подумать не могли, что их сын пойдет на такое. В то время Россия была не в очень хороших отношениях с Соединенными Штатами Америки. Российским солдатам удалось раздобыть очень интересную информацию про США и это пойдет как компромат против них. И когда об этом узнал наш главный герой, то решил сыграть в пользу наших врагов. Он позвонил в посольство США и сообщил о том, что наши солдаты раздобыли на них компромат и при любом удобном случае используют его против них. Ученые уже давно занимались над созданием атомной бомбы, и вот им удалось раздобыть информацию как ее создать.
Частенько Иннокентий ездил в деревню, где жил ее родной дядя. И он признался ему во всем и был против того чтобы они создали атомную бомбу. И последствия от нее могут быть просто ужасными.
Сотрудникам милиции удалось перехватить и записать данный разговор и они уже сейчас они готовы разыскать этого предателя и наказать по всей строгости закона. Дальше эта запись перешла в руки институту, в котором находилось большое количество заключенных, которые готовы работать за своих врагов, лишь бы поскорее выбраться отсюда.
Сталин приказал, чтобы они создали специальную телеграфную станцию, которая будет не только распознавать голоса, но и записывать их.
Лев попал сюда совершенно случайно, и хотя он уже давно здесь находиться, но все равно уверен в том, что совсем скоро его выпустят и снимут все обвинения. Именно Льву и Глебу дается данное поручение. Они должны были среди большого количества людей разыскать именно того, кто доложил всю информацию врагам.
Если Лев старается изо всех сил отсюда выбраться и начать жить совсем по-другому. То вот Глеб мыслит не так. Больше всего на свете ему хочется остаться здесь и прожить всю жизнь. Здесь он обеспечен всем, что нужно человеку, а вот как сложиться его жизнь на свободе никому неизвестно.
В итоге им удалось распознать голос, и уже через некоторое время Иннокентий был арестован.
Немного позже всех кто находился в этом институте, были погружены в грузовик, где написано мясо и увезены в неизвестном направлении.
Из романа следует понять то, что нужно всегда добиваться правды и действовать только по совести.
Cолженицын «В кругу первом».
ОтветитьУдалитьПрочитано 70% произведения.
Солженицин в своих произведениях постоянно поднимает «большие» проблемы, которые отличаются извечной актуальностью, где на первый план выходит проблема нравственности, нравственного выбора человека. Автор так-же возложил на себя мисию, своим творчеством рассказать, что происходит с личностью в тиранической тоталитарной стране, и призвать будущие поколение к изменению нравственых идеалов, он предостерегает будущее. Это послужило причиной многочисленных обсужений около его произведений, на роман же это оказало следущее – роман претерпел множество редакций.
Произведение «В кругу первом» повествует о зеке переведеного в спецтюрьму, которая после рабочих лагерей кажется ему настоящим раем, герой восхищается: «Завтра меня не погонят в педяную воду! Сорок грамм сливочного масла! Черный хлеб — на столах! Не запрещают книг!.. Надзиратели не бьют зеков!.. Мне чудится, что я — в раю!». Данные строки вызывают раздвоение ощущений, ведь с одной стороны то, что терпел герой прежде было непредставляемым ужасом, но с другой, несмотря на то, что он получил «прибавку» к уровню быта, он все так-же в тюрьме. Подобные «райские» условия поставили главного героя перед диллемой : либо он смиряется с ситуацией и законами спецтюрмы, или же по местному в шарашки, и деградирует, либо сохраняет лицо и душу человека. В самой шарашке обращают внимание не на физическое состояние заключенных, а целятся выше, на его душу и делают попытки просто напросто её выродить. У них есть цель, прекрасная перспектива, начать новую жизнь «свободу, чистый паспорт и квартиру в Москве», но это в противовес стоит человеческая совесть. Работали зеки в институте МГБ, так-же в прессе известном как «Лаборатория 1» «Лаборатория 12», заключенным же делали предложение, оказать комплексу помощь в решении определенных околонаучных проблем, что для самих заключенных значило, пренебреч моральным кодексом . И здесь раскрывается доблесть заключенных. Многие из заключённых понимают на сколько высока цена за их свободу , и остаются в трудовых лагерях, вместо заоблачного рая шарашки. Перед нами раскрывается то, как у героев формируется мировозрение.
Проблематика произведения определяется общими словами: добро простив зла, а так-же экзистенциальная проблема поиска смысла жизни. Образ зла в произведении имеет отражение власти, которая готова на всё, имея себя в государственной системе. Чекисты несущие зло в этот мир, убожество и безнравственность – вот кто является истинным злодеем, вот где корень зла в системе советской власти.
Главные герои представлены как образ русской интелигенции, можно так выразится «без греха за душой», они добры, высокоинтелектуальны, нравственно высоки. Автор утверждал , что у таких людей есть «устоявшееся ядро» личности.
Сюжетная линия приводит нас к следущему параоксу: зеки – интелигенция, они умны и высоконравствены, змей искуситель и их надзератели – самые настощие преступники. Сам по себе тюремный режим выворачивает моральных уродов, они же и встают на его защиту.
Вывод: насколько ужасна не была ситуация нужно думать не только о себе, ты должен бороться против зла, которое вырождает нравственность,за всех. Главной мыслью произведения остаётся строка: «Человек всегда должен оставаться человеком!»
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить