Ю. О. Домбровский «Факультет ненужных вещей»
Главный герой — археолог, попадающий в сталинский застенок по обвинению в преступной халатности: пропало золото из раскопок. Из него выбивают признание, однако маховик террора ещё не раскрутился, ему удаётся уцелеть физически и духовно.
В романе, основанном на истории реального ареста Домбровского, помимо арестанта — «хранителя древностей» — выведены и другие главные герои эпохи: осведомитель и следователи-палачи. «Факультетом ненужных вещей» называет парадоксальным образом следовательница НКВД факультет права; в широком смысле «ненужными вещами» при сталинском режиме оказываются вся прежняя жизнь, прежние нравственные принципы, христианские ценности, самая человеческая память — в новом мире существует только «социалистическая целесообразность».
В романе, основанном на истории реального ареста Домбровского, помимо арестанта — «хранителя древностей» — выведены и другие главные герои эпохи: осведомитель и следователи-палачи. «Факультетом ненужных вещей» называет парадоксальным образом следовательница НКВД факультет права; в широком смысле «ненужными вещами» при сталинском режиме оказываются вся прежняя жизнь, прежние нравственные принципы, христианские ценности, самая человеческая память — в новом мире существует только «социалистическая целесообразность».
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьПрочитано все произведение.
ОтветитьУдалитьРоман Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей» — произведение о том, “что происходит с идеей, когда она становится действительностью”, что делает с людьми эпоха безвременья и страха. Автор в книге описал то, что знал лучше всех, — свою жизнь, судьбу человека, прошедшего все круги сталинского ада.
В романе борются два мира: “живые” и “мёртвые” души, “бытие” и “небытие”, что связывает «Факультет ненужных вещей» и «Мастера и Маргариту» М.Булгакова. “Небытие — это и бездушная канцелярия, и мрак тюрьмы, и “мёртвые” — те, кто обитает в “сером” доме, зависит от него.
Предательство Корнилова началось с благого намерения спасти отца Андрея. Потом он уже писал: “По вашему поручению...” и “Считаю своим долгом довести до вашего сведения...” – стал сексотом, получив псевдоним. “Овод. Видишь, какой псевдоним мы тебе выбрали. Героический! Народный!.. Такое имя заслужить надо!” Он его и заслужил — предательством. “Он умер и сейчас же открыл глаза. Но был он уже мертвец и глядел как мертвец” (Гоголь): он отрёкся от чести, совести и любви. Физически он жив, но духовно мёртв, ибо несвободен.
Зыбин не стал предателем. Он противопоставил угрозам, побоям, страху мысль — и, выиграв, осознал, что в этой смертельной схватке победит свободный духом, как Каландарашвили, который отправил письмо Сталину. Он не благодарил вождя за счастливое детство внуков, не жаловался, не выпрашивал, а просил Сталина вернуть долг. Он писал своё послание в зоне. Вопреки его уверенности, последовала за такой дерзостью не казнь, а свобода.
“Спасительное презрение” Георгия было ненадолго подорвано появлением женщины-следователя, которая пытается его погубить. Но Зыбина спасает образ Лины. Воспоминания о любви, обо всём, что было с ней связано: о море, о сломанной ноге, о крабе, о кладбище и скульптуре, — помогают герою хотя бы в снах унестись из мрачной атмосферы тюрьмы. Интересно, что Маргарита, желая воссоединиться с Мастером, приходит к Сатане, а Лина, стремясь облегчить участь Зыбина, появляется в “сером” доме. Каждая из них прибегает к помощи самого страшного, только Сатана оказывается более гуманным, чем сотрудники НКВД.
В романе глубоко поставлена проблема добра и зла.
Повествование ведется от 3 лица. Прежде всего, это спор о добре и зле.
Герой книги Георгий Николаевич Зыбин отстаивает истину хранителя древностей, хранителя человеческой памяти. Он живет с открытым сердцем. Мечтает написать диссертацию об истоках христианства в античной психологии. роман домбровский герой
Зыбин, юрист по образованию, историк, археолог по профессии, философ по складу ума, предстает в романе Домбровского как истинный интеллигент, хранитель высоких нравственных ценностей. Подлинную культуру, живую мысль, нравственное сознание нельзя победить насилием -- такова главная идея романа.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить
ОтветитьУдалитьХудяшоваЭрна
прочитано полностью
Роман Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей» — произведение о том, “что происходит с идеей, когда она становится действительностью”, что делает с людьми эпоха безвременья и страха. Автор в книге описал то, что знал лучше всех, — свою жизнь, судьбу человека, прошедшего все круги сталинского ада.
Сюжет романа прост. Археолог Зыбин обвиняется во вредительстве: по преступной халатности упустил золото. В действительности же герой ни в чём не виноват. Из него пытаются выбить признание, но он находит способ, как из политических преступников перейти в бытовые. В это время один из сотрудников органов, Нейман, находит золото. Зыбина освобождают.
Для автора, как мне кажется, главное — не сюжет, а мировосприятие героев: почему поступают так или иначе, как и о чём думают; они живут в стране, которая накладывает определяющий отпечаток на мироощущение, – понимают ли они это?
Ф.М. Достоевский в легенде о «Великом инквизиторе» («Братья Карамазовы») устами кардинала сказал, что власть должна быть основана на “чуде, тайне и авторитете”. Тайной было окутано существование простого советского человека: он не знал, что творится наверху и за стенами “серого” дома. Авторитет вождя был непререкаем: “Это вы, я, он, она могут ошибаться, а вождь — нет!.. Он — вождь! Он должен вести, и он ведёт нас... Он мудрый, великий, гениальный, всезнающий...” Чудом были люди, которые продолжали думать, искать, не желая вписываться в концепцию власти; фантазия и искусство были “ярким, ни на что не похожим чудом”.
Ю.О. Домбровский в романе прямо указывает на связь с Достоевским: “Достоевский — вот это да? Этот понимал!.. Мысль — преступна. Вот что он знал?..” Нейман обычно ходит “по проспекту, изумительно прямому и правильному”, словно “вычертанному” в Едином Государстве (Е.Замятин, «Мы»). Людей в советской стране пытаются сделать одинаковыми, чтобы они и “в такт похрапывали” (Е.Замятин), и думали “в такт”. Смерть становится актом свободы:
“— Ну вот стена — бейтесь об неё головой, что выйдет?
— У одного вышло, — усмехнулся Зыбин.
— Что?
— Сдох!”
В романе борются два мира: “живые” и “мёртвые” души, “бытие” и “небытие”, что связывает «Факультет ненужных вещей» и «Мастера и Маргариту» М.Булгакова. “Небытие — это и бездушная канцелярия, и мрак тюрьмы, и “мёртвые” — те, кто обитает в “сером” доме, зависит от него. Их много: среди них и красавица Долидзе, и умеющий только орать и бить Хрипушин, и “самоуверенный хам” Нейман, и Штерн, лучшие творения которого создаются заключёнными, и Буддо с его уверенностью, что “здесь не виноватые не сидят... кто делом, кто словом, кто мыслью, а все виноваты”, и Корнилов-Овод... А “бытие” — горная река, южное море под палящим солнцем и люди, которые сохраняют чувство собственного достоинства, не опускаясь до сотрудничества с органами: до службы в них, до доносов, до закрытых глаз, такие, как Зыбин, Каландарашвили с его фантастической для того времени историей, “гений I ранга Земли и всей Вселенной — декоратор и исполнитель театра оперы и балета имени Абая — Сергей Иванович Калмыков”...
Произведение прочитано полностью
ОтветитьУдалитьФакультет ненужных вещей представляет собой интереснейший сплав различных эстетических традиций: рационалистической, романтической и реалистической. Рационалистический анализ фантастической логики тиранических режимов, от Тиберия до Сталина, составляет "идею-страсть" романтического вольного гуляки, живой манифестации свободы - Георгия Зыбина, "хранителя древностей". Романтическая фантасмагория нежити, призраков и вурдалаков, едва ли не буквально питающихся кровью своих жертв (проект врача-"березки" переливать живым кровь расстрелянных "ввиду ее легкодоступности"), накладывается на исторически конкретный, нередко с прототипами (Штерн Шейнин), коллективный образ "слуг режима", палачей, знающих (но пытающихся забыть) и о своей собственной обреченности. А все вместе складывается в картину, одновременно осязаемо реалистическую и надвременную. Последний аспект особенно усилен фигурой и картинами художника Калмыкова, способного преобразить обыденный пейзаж в "Землю вообще". "...Здесь на крохотном кусочке картона, в изображении десятка метров речонки бушует такой же космос, как и там наверху в звездах, в галактиках, метагалактиках, еще Бог знает где. ". Недаром именно Калмыков в финале романа запечатлит сидящих на скамейке Зыбина, Корнилова и Неймана: "Так на веки вечные на квадратном кусочке картона и остались эти трое - выгнанный следователь, пьяный осведомитель...и тот третий, без кого эти двое существовать не могли". С. Пискунова и В. Пискунов, опираясь также на наблюдения над символическими мани фестациями темы вечной красоты/свободы (Лина, девушка-самоубийца, древняя царевна), делают вывод о том, что созданная Домбровским "открытая романная структура" в финале как бы сжимается "в одну вынесенную за пределы времени точку, то есть по сути трансформируется в миф, в притчу о предателе, палаче у их жертве"3. А ирландский исследователь творчества Домбровского Дж. Вудворд считает, что ФНВ представляет собой "проницательный анализ исторического зла, пережитого советскими людьми, которое изображается Домбровским как беспрецедентное по масштабу и в то же время отражающее конфликт, вневременной и "космический" по своей природе"4. Эта двойственность перспективы подчеркнута Домбровским в последней фразе романа: "А случилась эта невеселая история в лето от рождения вождя народов Иосифа Виссарионовича Сталина пятьдесят восьмое, а от рождества Христова в тысяча девятьсот тридцать седьмой недобрый, жаркий и чреватый страшным будущим год".
Но эта последняя фраза лишь обнажает прием, на котором строится ФНВ: да, организованный Домбровским философский спор органично включает в себя аргументы из римского права и римской истории, из Евангелия.
Роман Ю. Домбровского «Факультет бесполезных вещей» - это работа над тем, «что происходит с идеей, когда она становится реальностью», что эпоха безвременья и страха делает людей. Автор в книге описал то, что он знал лучше всего: его жизнь, судьбу человека, который прошел через все предпосылки ада Сталина.
ОтветитьУдалитьВ романе борются два мира: «живые» и «мертвые» души, «бытие» и «небытие», связывающие «Факультет бесполезных вещей» и «Мастер и Маргариту» г-на Булгакова. , «Несуществование - это и бессердечный офис, и тьма тюрьмы, и« мертвых »- от этого зависят те, кто живет в« сером »доме. Их много: среди них прекрасная Долидзе, которая может кричать и бить только Хрипушина, и «безопасная ветчина» Неймана и Стерна, чьи лучшие творения сделаны заключенными, и Будда с его уверенностью, что "те, кто не виновен, не сидят здесь ... действуют, то есть словом, кто думает, и каждый виноват", а Корнилов-Овод ... И " Быть "- это горная река, Южное море под палящим солнцем и люди, которые сохраняют самооценку, не переставая сотрудничать с властями: службы в них, доносы, с закрытыми глазами, такие как Зыбин Каландарашвили со своей астической поклонницей для этого времени истории «Гений I ранга Земли и Вселенной - декоратор и исполнитель оперы и балета имени Абая - Сергей Калмыков» ...
К сожалению, человек может пересечь разделительную линию между «бытием» и «небытием», как это было с Корниловым. Он не смог уловить «спасительное презрение», не понял до него - ни у людей, ни у кого не хватило сил перенести страдания, и «три четверти предателей - мученики без успех ".
Предательство Корнилова началось с благих намерений спасти отца Андрея. Затем он написал: «По твоему указанию ...» и «Я считаю своим долгом предупредить тебя ...» - он стал тайным офицером после получения псевдонима. «Овод. Посмотрите, какой псевдоним мы выбрали. Героическая! Люди! ... Такое имя должно быть заслуженным! «Он заслужил это - предательство». Он умер и сразу открыл глаза, но он уже был мертв и выглядел как мертвец »(Гоголь): он отказался от чести, совести и любви, он физически жив, но духовно мертв, потому что он не свободен.
Зыбин не стал предателем. Он противопоставлял угрозам, ударам, страху, мысли - и, победив, он понял, что в этой смертельной схватке победит свободный дух, как Каландарашвили, который послал письмо Сталину , Он не благодарил вождя за детство внуков, не жаловался, не просил, а просил Сталина погасить свой долг. Он написал свое сообщение в зоне. Вопреки его уверенности, после такой смелости не боль, а свобода.
«Неуважение к спасению» Джорджа было на короткое время скомпрометировано появлением женщины-следователя, пытающейся уничтожить его. Но Зыбина записывает образ Лины. Воспоминания о любви, обо всем, что к ней прилагается: море, сломанная нога, краб, кладбище, скульптура, помогают герою, хотя бы во сне, уйти от мрачной атмосферы тюрьмы. Интересно отметить, что Маргарет, желая встретиться с Мастером, отправляется к сатане, и что Лина, стремясь облегчить судьбу Зыбины, появляется в «сером» доме. Каждый из них прибегает к худшему, только сатана более человечен, чем сотрудники НКВД.
Одной из «бесполезных вещей» была человеческая память, но поскольку фантазия не могла быть разрушена, герои Ю. Домбровского постоянно возвращаются как к своему прошлому, так и к своему культурному происхождению. Память опасна, потому что она может выкопать «самую глубокую могилу в мире» - эти слова Р. Бредбери, как и другие эпиграфы романа, помогают лучше понять идею произведения.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить