В. В. Набоков «Защита Лужина»

Роман о бегстве от жизни в игру, фантазию, творчество, о том, как трудно выйти в метафизику, минуя повседневную реальность. Самый известный среди широкой публики русский роман Набокова.

Петербургский мальчик-аутист, чьи родители-дворяне не любят друг друга, отправлен в школу, жизнь его становится адом, он защищается от её жестокостей растворением в шахматной игре. Он вырастает в одного из сильнейших шахматистов, мотается с турнира на турнир по городам Европы, не замечая их улиц, перемещаясь от гостиницы до шахматного зала, и борется за право вызвать на матч чемпиона мира. Перед турниром претендентов в Берлине нелепый тучный Лужин неожиданно обретает любовь: жертвой Амура становится жалостливая красавица, дочь состоятельных, в отличие от Лужина, русских эмигрантов. Он показывает на этом турнире лучшую свою игру, но в результате перенапряжения и умелой игры главного соперника у героя романа происходит сильнейший нервный срыв с обмороком и госпитализацией. Все попытки жены вернуть его к обычной жизни разбиваются о кошмары Лужина, которому кажется, что реальность играет с ним в какие-то фантастические шахматы, и весной 1929-го гроссмейстер прыгает в окно.

Комментарии

  1. Боняк Александра.
    Прочитано все произведение.

    В качестве основной тематики произведения писатель рассматривает судьбу отдельного человека, начиная с периода его детства и заканчивая зрелым возрастом.
    Композиционная структура романа представляет собой кольцевую форму, выраженную в виде фамилии героя на начальных фразах повествовательного содержания и в завершающей финале.

    Сюжетная линия произведения изображает драматическую историю сочетания в одной человеческой личности двух противоположных реальностей в виде фактической социально-бытовой жизни и шахматного мира, воспринимающегося героя как особая притягательность.

    Главным героем романа писатель представляет Александра Ивановича Лужина, изображенного в образе шахматного гения, страдающего с детства аутизмом, характеризующегося в качестве замкнутого, непонимающего окружающую действительность человека, который достигнув высот в шахматном мире остается погруженным в собственное одиночество. При этом Лужин отличается нелепостью, неуклюжестью, неряшливостью, излишней полнотой, которая провоцирует проявление мучающей одышки.

    Герой изображается полностью неприспособленным к жизненным реалиям, непонятым окружающими, в детстве страдающим от глумления сверстников, подтолкнувших Лужина к общению с шахматными фигурами, а не с людьми.

    Писатель наделяет своего героя некой душевной странностью, при этом сталкивая его с грубым и примитивным внешним миром, поначалу привлекающего Лужина лишь в качестве опасной и неразгаданной комбинации шахматных ходов, впоследствии оказавшегося не имеющего никакой защиты. При этом Лужину удается преодолеть свое особенное отношение к жизненной реальности и приобрести супругу, которая испытывает к нему скорее материнское чувство, нежели истинную женскую любовь.

    Лужинское сознание, обусловленное его аутистическим мышлением, формирует собственное изображение единства временных и пространственных элементов, выражающееся в детских и школьных воспоминаниях, а затем в берлинском эмиграции. Пытаясь существовать в реальном, порой жестоком мире с помощью шахматных законов, герой оказывается раздавленным болезнью, из-за которой, уже будучи именитым гроссмейстером, медики выносят вердикт о запрете изнурительной для пациента игры в шахматы.

    Кульминацией повествовательного содержания романа «Защита Лужина» становится его нервный припадок во время важного шахматного матча, символизирующий желание главного героя оторваться от реальной действительности и попасть в его собственный, подлинный мир шахмат, поскольку перед натиском реального мира герой является беззащитным.


    ОтветитьУдалить
  2. Тема романа – жизнь гения-шахматиста, жизнь как затянувшаяся шахматная партия. Основная же мысль, возникающая в результате обозрения этой странной жизни, стремящейся к совершенству композиции и изяществу финала, состоит, по-видимому, в том, что жизнь вообще не так-то просто блестяще провести и победой окончить, ибо противник достался нам достойный. Её, быть может, вообще нельзя окончить, и после физической смерти человека она остаётся в сути своей незавершённой, как осталась неоконченной главная партия в жизни Лужина и Турати… Но кто «таинственный противник»? Назовём его Рок.
    Перед нами психологический роман, местами переходящий во вполне «реалистическую» историю болезни шахматиста-аутиста (при этом нужно всё-таки принять во внимание, что явных признаков аутизма до знакомства с шахматами у маленького Лужина не было). И всё было бы просто, если бы Лужин оказался уникум.
    Но что если судьба Лужина – это судьба каждого живущего, разгаданная великим шахматистом благодаря его искусству? Что если «таинственный противник» разыгрывает свою партию с каждым из нас? В таком случае перед нами типичный модернистский роман-парабола.
    В пользу второй версии говорит не только судьба главного героя – выдающегося шахматного гроссмейстера, но и попытка «спрятать» его под определённым именем, вообще концепция имени в этом романе. Он начинается с утраты героем имени, которое автор нам даже не сообщает: зачем, если с понедельника он станет взрослым гимназистом и будет называться Лужиным, как и его взрослый отец (детский писатель), у которого, кстати, имени тоже нет. Таким образом, с именем дело обстоит примерно так же, как со смертью в известном софизме Эпикура «смерти нет»: оно, как смерть, появляется у наших героев уже тогда, когда их нет (причём не только имя самого Лужина, но и имя его отца – отчество Лужина)
    Графически повесть поделена на 14 безымянных глав, однако фактически двухчастна.
    Первая часть (главы 1 – 9) – это просто история о том, как мальчик, который не был счастлив в своей семье (ибо его родители не любили друг друга) и не мог найти никакого прибежища в школе, любил только рыжеволосую тётю – троюродную сестру матери – и не был в этом одинок (именно её любил и его отец). О том, как эта самая тётя случайно научила его играть в шахматы; и как он оказался шахматным гением; и как через 18 с чем-то лет от первоначального знакомства с этой игрой изнемог и заболел от перенапряжения на турнирах. Но перед этим судьба как бы нечаянно подарила ему женщину, которая должна была так же решительно отучить его от шахмат, как решительно научила им его тётя.
    Но вторая часть (главы 10 – 14) – это в сущности и есть ретроспективная шахматная задача. Вот Лужин пришёл в сознание и увидел, как ему показалось, голубой блеск русской осени. Он подумал, что вот наконец и попал «домой», т.е. в дедовскую усадьбу. Ему ведь сказали, объявив перерыв в неоконченной партии: «Идите домой». И он пошёл искать эту усадьбу в берлинском парке – а дальше уже ничего не помнил. Ну вот значит и нашёл, и его невеста здесь же, и он в восторге, он счастлив, ещё не понимая, что ретроспекция начинает разворачиваться. Больница-усадьба, переезд в город, те же книжки, которые он читал в детстве, и рисование, и одноклассник Петрищев, встреченный на эмигрантском балу, и петербургская тётя, от которой передала привет приезжая из Ленинграда, – всё повторилось.
    Но есть ведь ещё Лужина: она, с её уникальной врождённой способностью «постоянно ощущать нестерпимую, нежную жалость к существу, живущему беспомощно», с её деятельной любовью, должна не просто отлучить мужа от шахмат (на первых порах ей это даже удаётся), но и отучить его от «узкого», «фанатичного» шахматного мышления и восприятия жизни. Шутя она сравнивает себя с тургеневской девушкой, но похожа на неё только почти подсознательной тягой к особенному, ни на кого не похожему гению.

    ОтветитьУдалить
  3. Худяшова Эрна
    прочитано полностью
    В предисловии к англоязычному изданию романа 1964 года Набоков говорит о нём как о «шахматной задаче одной из известных разновидностей», а именно ретроспективной, где, видя результат игры, требуется, например, доказать, что последний ход чёрных не мог быть таким-то или таким-то.

    Тема романа – жизнь гения-шахматиста, жизнь как затянувшаяся шахматная партия. Основная же мысль, возникающая в результате обозрения этой странной жизни, стремящейся к совершенству композиции и изяществу финала, состоит, по-видимому, в том, что жизнь вообще не так-то просто блестяще провести и победой окончить, ибо противник достался нам достойный. Её, быть может, вообще нельзя окончить, и после физической смерти человека она остаётся в сути своей незавершённой, как осталась неоконченной главная партия в жизни Лужина и Турати… Но кто «таинственный противник»? Назовём его Рок.
    Тщательность и как бы даже реалистически добротная описательность, выписанность самых мелких деталей, самых незначительных эпизодических персонажей, вкупе с усложнённой композицией, в которой, как в имитируемой ею шахматной партии, нет мелочей, – вот главные составляющие художественного своеобразия набоковского романа. Более того, иллюзия реальности, которую должна вызвать эта добротная описательность у просвещённого читателя, двойственна.

    Кроме погружения в особый, ярко выглядящий и остро пахнущий, мир Лужина (ведь он и будучи ребёнком, и будучи взрослым воспринимает этот мир с одинаково детской непосредственностью) – мы одновременно должны пребывать в мире мифов и архетипов, хотя и угаданных русской классикой XIX века, но вечных по своей онтологической сути.

    К вышеупомянутым Тургеневу, Толстому, Чехову можно здесь прибавить Гоголя, у которого автор романа позаимствовал умение оборвать затянувшееся повествование резким поворотом к финалу, когда с Валентиновым все силы зла должны ворваться в тот уютный мир, который Лужина очертила для Лужина и в который сам шахматист отчаянно пытается эти силы не допустить, спрятаться, стать невидимым. Но тут с виду безобидный швейцар, к которому в поисках Лужина обратился Валентинов, оборачивается всевидящим Вием, буквально повторяя Виевы жест и слова: «… вдруг протянул палец и крикнул: «Вот он!». Подобных сюрпризов-реминисценций немало приготовил остроумный автор для просвещённого читателя, а их поиск превращается в увлекательную игру.

    ОтветитьУдалить
  4. Прочитано полностью
    В качестве основной тематики произведения писатель рассматривает судьбу отдельного человека, начиная с периода его детства и заканчивая зрелым возрастом.
    Композиционная структура романа представляет собой кольцевую форму, выраженную в виде фамилии героя на начальных фразах повествовательного содержания и в завершающей финале.
    Сюжетная линия произведения изображает драматическую историю сочетания в одной человеческой личности двух противоположных реальностей в виде фактической социально-бытовой жизни и шахматного мира, воспринимающегося героя как особая притягательность.
    Главным героем романа писатель представляет Александра Ивановича Лужина, изображенного в образе шахматного гения, страдающего с детства аутизмом, характеризующегося в качестве замкнутого, непонимающего окружающую действительность человека, который достигнув высот в шахматном мире остается погруженным в собственное одиночество. При этом Лужин отличается нелепостью, неуклюжестью, неряшливостью, излишней полнотой, которая провоцирует проявление мучающей одышки.
    Герой изображается полностью неприспособленным к жизненным реалиям, непонятым окружающими, в детстве страдающим от глумления сверстников, подтолкнувших Лужина к общению с шахматными фигурами, а не с людьми.
    Писатель наделяет своего героя некой душевной странностью, при этом сталкивая его с грубым и примитивным внешним миром, поначалу привлекающего Лужина лишь в качестве опасной и неразгаданной комбинации шахматных ходов, впоследствии оказавшегося не имеющего никакой защиты. При этом Лужину удается преодолеть свое особенное отношение к жизненной реальности и приобрести супругу, которая испытывает к нему скорее материнское чувство, нежели истинную женскую любовь.
    Лужинское сознание, обусловленное его аутистическим мышлением, формирует собственное изображение единства временных и пространственных элементов, выражающееся в детских и школьных воспоминаниях, а затем в берлинском эмиграции. Пытаясь существовать в реальном, порой жестоком мире с помощью шахматных законов, герой оказывается раздавленным болезнью, из-за которой, уже будучи именитым гроссмейстером, медики выносят вердикт о запрете изнурительной для пациента игры в шахматы.

    Кульминацией повествовательного содержания романа «Защита Лужина» становится его нервный припадок во время важного шахматного матча, символизирующий желание главного героя оторваться от реальной действительности и попасть в его собственный, подлинный мир шахмат, поскольку перед натиском реального мира герой является беззащитным.
    Прототипы главного героя:
    * Четвёртый чемпион мира по шахматам А.А.Алехин. В романе описана известная шахматная партия Рети— Алехин (Бален-Баден, 1925).
    * Курт фон Барделебен (Curt von Bardeleben), гроссмейстер, близкий знакомый В. Набокова, покончивший жизнь самоубийством в 1924 году.

    ОтветитьУдалить
  5. Глинка Лера . Роман Набокова прочитан полностью. Это один из самых ярких романов Набокова, его жанр выдержан совершенно.
    ТЕМА: о судьбе отдельного человека, начиная с периода его детства и заканчивая зрелым возрастом, до странной болезни, когда жизнь героя обрывается; о несовместимости искусства и жизни.
    ИДЕЯ: Принципиальное отторжение действительности героем - продуманная жизненная и творческая позиция, мужественно отстаиваемая, ставшая программой личного и литературного поведения; это одна из попыток сохранить суверенитет человеческой личности, ее права на независимость от обстоятельств времени, в том числе, времени исторического, агрессивность которого в отношении к частной жизни человека в XX в. стала особенно очевидной.
    КОНФЛИКТ: Жизнь не просто блестяще провести и победой окончить, ибо противник достойный. Её, быть может, вообще нельзя окончить, и после физической смерти человека она остаётся в сути своей незавершённой, как осталась неоконченной главная партия в жизни Лужина и Турати..
    ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ:
    Главным героем романа писатель представляет Александра Ивановича Лужина, изображенного в образе шахматного гения, страдающего с детства аутизмом, характеризующегося в качестве замкнутого, непонимающего окружающую действительность человека, который достигнув высот в шахматном мире остается погруженным в собственное одиночество. При этом Лужин отличается нелепостью, неуклюжестью, неряшливостью, излишней полнотой, которая провоцирует проявление мучающей одышки.
    Герой изображается полностью неприспособленным к жизненным реалиям, непонятым окружающими, в детстве страдающим от глумления сверстников, подтолкнувших Лужина к общению с шахматными фигурами, а не с людьми.
    Писатель наделяет своего героя некой душевной странностью, при этом сталкивая его с грубым и примитивным внешним миром, поначалу привлекающего Лужина лишь в качестве опасной и неразгаданной комбинации шахматных ходов, впоследствии оказавшегося не имеющего никакой защиты. При этом Лужину удается преодолеть свое особенное отношение к жизненной реальности и приобрести супругу, которая испытывает к нему скорее материнское чувство, нежели истинную женскую любовь.
    Лужинское сознание, обусловленное его аутистическим мышлением, формирует собственное изображение единства временных и пространственных элементов, выражающееся в детских и школьных воспоминаниях, а затем в берлинском эмиграции. Пытаясь существовать в реальном, порой жестоком мире с помощью шахматных законов, герой оказывается раздавленным болезнью, из-за которой, уже будучи именитым гроссмейстером, медики выносят вердикт о запрете изнурительной для пациента игры в шахматы.
    КОМПОЗИЦИЯ: Композиционная структура романа представляет собой кольцевую форму, выраженную в виде фамилии героя на начальных фразах повествовательного содержания и в завершающей финале.
    Сюжетная линия произведения изображает драматическую историю сочетания в одной человеческой личности двух противоположных реальностей в виде фактической социально-бытовой жизни и шахматного мира, воспринимающегося героя как особая притягательность.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога