Н. В. Гоголь «Портрет»

Повесть о природе искусства и его отношениях с жизнью. Фантастическая подоплёка «Портрета» — отголосок ранней гоголевской прозы, размышления о таланте и светском успехе — мостик к его позднему морализму.

О продаже души дьяволу: добровольной в случае художника Чарткова из первой части, невольной — в случае безымянного коломенского иконописца во второй. Шире — о том, почему жизнь оказывается сильнее искусства: хотя искусство хочет преобразить жизнь, художники из поколения в поколение терпят неудачу. Наконец, совсем широко — о соотношении условностей в искусстве и катастрофичности жизни. Катарсис — далеко не безобидная вещь, и Гоголь сопоставляет его в повести с ожиданием апокалипсиса. Идеал искусства осуществим только в неопределённой вечности или после длительного покаяния, а художественная форма беззащитна перед силами зла.

Комментарии

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. «Портрет»
    Произведение полностью прочитано.
    Анализ.
    Часть 1
    В данном произведении автор поднимает проблему комерческого искусства.
    Тема.
    Главный герой Чартков, одаренный живописец, находясь за чертой бедности пишет прекрасные художественные произведения «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости». Его жизнь меняется, когда он находит в раме, купленной на последние гроши картины, сверток с большим кол-вом денег. Он закрепляет за собой статус талантливого портретиста, и начинает писать картины, впоследствии, думает уже не о искусстве, а о деньгах. Тем временем его талант тупится и уходит. днажды он увидел работу своего товарища, которая пробудила в молодом человеке былой интерес к настоящему творчеству, но было уже слишком поздно: рука не слушается, кисть выполняет лишь заученные штрихи.
    Идея.
    Исскусство – это дар, который не должен касаться зла и искушений.
    Сверхзадача.
    Не ставь богатство как цель жизни, это приведет к гибели души.
    Характеристика главного героя.
    Чартков – ложный протагонист.
    Достоинства: честность, трудолюбие, целеустремленность, талантливость (Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеньями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе).
    Недостатки: безволие, своекорыстие, эгоизм, нетерпеливость (Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами).
    Тип: Маленький
    Цель: Изначальная: Свободное искусство.
    Последующая: Коммерциализированное искусство, ради денег и признания.
    Тайна: Никто не знал, каким он был на самом деле, ибо во-первых он держал на себе маску, во вторых он потерял себя, богатство вскружило ему голову.

    Композиция.
    1) Экспозиция – быт нищего творца.
    2) Завязка – покупка портрета
    3) Развитие действия – появление денег, переезд в центр, вложения в творчество
    4) Точка невозврата – конвеер искусства
    5) Кульминация – выставка с картиной великого мастера
    6) Развязка – безумия Чарткова, уничтожение картин
    7) Финал – смерть Чарткова.


    Часть 2

    Тема.
    Во время аукциона, когда распродаётся имущество Чарткова, один господин заявляет права на портрет старика, который был куплен Чартковым на Щукином дворе. Он рассказывает предысторию и описание портрета, а также признается, что сам он — сын художника, автора этой работы. Но во время аукциона полотно загадочным образом исчезает.

    Композиция
    По форме вторая часть более похожа на авторский комментарий к изложенному в первой. Он дает ее ради раскрытия роли портрета и рассказывает про его мистические свойства.

    ОтветитьУдалить
  3. Худяшова Эрна «Портрет»
    Николай Васильевич Гоголь
    (Прочитано полностью )
    Анализ
    Часть 1
    В произведении «Портрет» автор рассказывает историю талантливого художника,Чарткова , живущего не посредствам. Он живет искусством и творит свободно. Но все меняется тогда, когда он находит « 1000 червонных ». Эта находка в корне меняет его жизнь, он становиться «модным живописцем» ; все дальше от искусства , все ближе к ремеслу. Позднее он встретит работу поистине гениальную , и осознает , что пути назад ( в то далекое, когда он был свободным творцом) нет.
    Идея
    Свободное искусство – бескорыстно
    Главный герой
    Чартков – ложный протагонист ;
    Положительные черты - ценитель прекрасного , желание передать правду, а не преукрашивать действительность.
    Отрицательные черты - продажность, нестабильность, амбициозность (он не стоит своих амбиций).
    Тип данного героя – маленький человек.
    Цель – Прославиться .
    Тайна – Ни кто не знал, кем он был, до того как стать известным.
    Композиция :
    Экспозиция – жизнь в бедности
    Завязка – покупка портрета
    Развитие действия – неожиданный подарок, развитие его социальной значимости
    Точка невозврата – потеря интереса к искусству. Только ремесло .
    Кульминация –созерцание истинного искусства на выставке
    Развязка – безумие
    Финал – Смерть
    Часть 2
    Во второй части повествуется о создании этого загадочного портрета. На аукционе появляется загадочная личность, заявившая права на этот портрет. Мужчина рассказывает историю, люди начинают спорить, заметив исчезновение, посетитель аукциона кричат «Украли!».
    • По сути это объяснение мистики портрета, его история .

    ОтветитьУдалить
  4. Боняк Александра.
    "Портрет"
    (Прочитано всё произведение.)

    1) Характеристика главного героя Чарткова:

    Чартков- честный и целеустремленный молодой художник и житель Петербурга.
    Чартков - бедный молодой человек:
    "Что ж, если нет денег? Подождите, я заплачу. <...> Да чем платить? – вопрос. У меня нет теперь ни гроша." 

    "...должен был выслушать терпеливо бедный живописец."
    Он является обладателем большого таланта и его учитель пророчит ему успех в искусстве. Чартков предан искусству.
    С другой стороны он очень нетерпелив и хочет быстрее разбогатеть и получить прибыль от своих работ. Самый главный недостаток Чарткова- это страсть к деньгам.
    Цель:
    Изначальная цель Чарткова отличается от конечной.
    Сначало его целью было служение искусству. Но потом он предал эту цель ради золота и славы.
    Тайна:
    Его тайна - это его талант, который
    в результате в себе он погубил.

    Чартков по типу больше относится к бунтующему персонажу.

    2) Композиция

    Экспозиция: Жизнь в нищете.
    Завязка: Поход Чарткова в лавку на Щукинском дворе и покупка портрета.
    Точка невозврата: приобретение денег и переезд в роскошную квартиру.
    Кульминация:
    Чартков видит талантливую работу одного своего товарища, которая потрясает его. Он осознает, что стал бездарностью и больше не может нарисовать ничего талантливого.
    Развязка: Зависть Чарткова талантливым художникам, покупка и уничтожение всех лучших картин.
    "Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта.."
    Финал: Чартков сходит сума и умирает.
    "Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще, и, наконец, всё это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия. <...> Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания."

    3) Тема:
    Талантливый, честный, образованный, целеустремленный молодой художник, преданный искусству, целеустремлённый, но в то же время очень нетерпеливый человек.
    Чартков преданно служит искусству:
    "...показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду..."
    Он посещает лавку на Щукинском дворе и приобретает портрет.
    Тайна заключается в самом портрете.
    Из-за которого он предает служение искусству ради золота и славы.
    Перед художником встаёт выбор между славой и собственным талантом.

    4) Тема
    Тема повести- это нравственный выбор человека между меркантильностью и человеческим талантом.
    Ведь искусство несет в себе как добро, так и зло - всё зависит от личности художника.

    5) Конфликт
    Внешний:
    В повести противопоставлены судьбы двух художников, один из которых выбирает духовный путь и уходит в монастырь. А второй, гонясь за деньгами, становиться обычным ремесленником и в итоге умирает. 
    Внутренний:
    Выбор Чарткова между талантом и славой.

    6) Идея
    Беззащитность художественного искусства перед силами зла.









    ОтветитьУдалить
  5. Вишневецкая Валерия
    Н.В. Гоголь «Портрет»
    Произведение прочитано полностью
    «Портрет» состоит из двух частей , каждая из которых имеет свою композицию – завязку и развязку. В обеих частях главными героями являются художники, однако жизнь этих художников разная. Образы героев противопоставлены.
    Главный герой – Чартков. Он молод, талантлив и стремится к саморазвитию. Чартков старается вложить в написанные им картины всю свою душу, старается не быть «модным живописцем» и «не гонятся за модным освещеньем». Однако в один момент вся его жизнь меняется. Художник постепенно входит во вкус богатой и знаменитой жизни, теряя весь свой талант.
    Во второй части главным героем является художник, который, отказавшись от всего, смог стать настоящим живописцем, создавая при этом не «обычное ремесло», а картины, идущие от всего сердца.
    Ведущей темой произведения является, конечно же, искусство и творчество в целом. Автор показывает читателю два пути, по которым может идти художник: использовать свой талант ради славы и денег, зазнаться и презирать всех, кто «ниже»; или же использовать свой дар для себя, не гнаться за модой и толпой, ведь талант – «драгоценнейший дар Бога». Гоголь решил показать читателям, как стремление человека к богатству пагубно влияет, как все это порождает зависть и лицемерие. Нельзя поддаваться соблазнам, особенно в виде богатства и денег; «Бесплатный сыр только в мышеловке».
    В центре конфликта произведения опять же лежат искусство и его создатель, т.е. художник и его творчество. В первой части природа конфликта – внешняя, где главный герой, Чартков, старается соответствовать требованиям заказчиков, пренебрегая при этом правилами истинного художника, в итоге герой становится «заезжим богачем - живописцем». Во второй части природа конфликта скорее внутренняя: художник начинает сам себя терзать за свои грехи, за то, что нарисовал сатану в образе ростовщика. При этом живописец понимал, что поступает неправильно, но его профессионализм не позволял ему не закончить картину. В итоге героя начала мучить совесть, и он сам отрекся от мира, наказав себя ежедневными работами.
    Изначально, читая произведение, хочется поддержать Чарткова, ведь в нем заложен большой потенциал, который не может реализоваться только из-за отсутствия денег (не купить кисти, краски, не заплатить за квартиру). Позже, когда художник решил пойти по другому «неистинному пути», можно увидеть, как большой талант постепенно превращается в самое обычное ремесло. Появляется жалость к художнику, а это одно из самых ужасных чувств. Чартков становится лишь жалким, потакающим всем художником, который создает уже не ради творчества, а ради денег, славы и статуса в высшем обществе. И в конечном итоге возникает только чувство отвращения по отношению к главному герою.

    ОтветитьУдалить
  6. Н.В. Гоголь “Портрет”
    Произведение прочитано полностью.
    В данном произведении автор поднимает проблему создания искусства с целью прибыли, в комерческих целях.
    В первой части данного произведения главным героем является Чартков, он же одаренный живописец, который находиться в нищите, и в бедности пишущий прекрасные художественные произведения. «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости». Жизнь невзрачного художника меняет направление, когда он обнаруживает в раме картины, купленной на последние гроши , сверток с большим кол-вом денег. Чартков закрепляет за собой статус талантливого портретиста, и начинает писать картины. Он начинает думает уже не о искусстве, а о деньгах. И в результате чего, его талант исчезает. Как-то раз он увидел работу своего товарища, которая пробудила в молодом человеке былой интерес к настоящему творчеству, но было уже слишком поздно: рука не слушается, кисть выполняет лишь заученные штрихи. Всё это является темой данного произведения.
    Сверхзадача несёт в себе то,что не стоит считать целью своей жизни финансовое благополучие, оно сгрызёт изнутри.
    Идея заключается в том,что искусство то,что не потерпит плохого отношения и зла.
    Чартков относиться к типу маленького человека.
    Главный герой имеет такие достоинства,как целеустремленность, трудолюбие , творческий мир (Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеньями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе).Его недостатки несли в себе: эгоизм, корысть, нетерпеливость (Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами).
    Изначально он преследовал цель свободно выражаться ,после -искусство ради денег и признания.Его тайной было то, что никто не знал, каким он был на самом деле, так как во-первых он держал на себе маску, во вторых он потерял себя, богатство взяло над ним власть.

    Композиция.
    1) Экспозиция – изначальное состояние художника
    2) Завязка – приобретение портрета
    3) Развитие действия – находка денег, налаживание жизни и искусства
    4) Точка невозврата – конвеер искусства
    5) Кульминация – выставка с картиной великого мастера
    6) Развязка – сумасшествие, уничтожение картин
    7) Финал – смерть Чарткова.


    Во второй части,во время аукциона, когда распродается имущество Чарткова, один господин заявляет права на портрет старика, который был куплен Чартковым на Щукином дворе. Он рассказывает предысторию и описание портрета, а также признается, что сам он — сын художника, автора этой работы. Но во время аукциона полотно загадочным образом исчезает.

    ОтветитьУдалить



  7. Медведева Екатерина
    "Портрет"
    (Прочитано всё произведение.)
    1) Характеристика главного героя Чарткова:
    Молодой и подающий надежды художник; житель Петербурга. Полное имя - Андрей Петрович Чартков. Это обедневший дворянин, у которого в услужении всего один крепостной - слуга Никита. У него нет денег даже на лишнюю свечу, чтобы не сидеть в потемках. По сюжету Чартков снимает комнату на Васильевском острове и еле сводит концы с концами.
    Тип: Маленький
    Чартков- честный и целеустремленный молодой художник и житель Петербурга.
    Чартков - бедный молодой человек:
    "Что ж, если нет денег? Подождите, я заплачу. <...> Да чем платить? – вопрос. У меня нет теперь ни гроша."
    Он является обладателем большого таланта и его учитель пророчит ему успех в искусстве. Чартков предан искусству.
    С другой стороны он очень нетерпелив и хочет быстрее разбогатеть и получить прибыль от своих работ. Самый главный недостаток Чарткова- это страсть к деньгам.
    Цель:
    Изначальная цель Чарткова отличается от конечной.
    Сначало его целью было служение искусству. Но потом он предал эту цель ради золота и славы.
    Тайна:
    Его тайна - это его талант, который
    в результате в себе он погубил.
    Чартков по типу больше относится к бунтующему персонажу.
    Тема:
    Тема творчества. Гоголь представляет нам двух художников. Каким должен быть истинный творец . Для него искусство – это часть его философии, его религии. Это его жизнь, оно ей не может противоречить. Он чувствует ответственность перед творчеством и считает, что человек должен доказать своё право заниматься им.
    Добро и зло. Эта тема выражена как через искусство, так и через богатство. С одной стороны, необходимы оперённые средства, чтобы творец мог свободно заниматься своим делом и развивать свой талант
    Богатство – основная тема в повести «Портрет». Здесь она представлена, как способ обрести счастье. Казалось бы, вот немного денег, и всё станет прекрасно: будет счастливый брак с первой красавицей, кредиторы оставят в покое семью, приобретётся всё необходимое для творчества. Но всё выходит иначе. Кроме удовлетворения потребностей, у денег есть оборотная сторона: порождение алчности, зависти и малодушия.

    Идея.
    Повесть «Портрет» предупреждает об опасности превознесения денег. Вывод прост: нельзя богатство ставить как цель жизни: это приводит к гибели души.
    Исскусство – это дар, который не должен касаться зла и искушений.
    Композиция.
    1) Экспозиция – нищита художника
    2) Завязка – покупка портрета
    3) Развитие действия – переезд
    4) Точка невозврата – конвеер искусства
    5) Кульминация – выставка с картиной великого мастера
    6) Развязка – безумия Чарткова, уничтожение картин
    7) Финал – смерть Чарткова.
    Конфликт
    Внешний:
    Противопоставление двух художников.
    Внутренний:
    Между талантом и славы

    ОтветитьУдалить
  8. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  9. Крылова Дария

    Н. В. Гоголь "Портрет"
    Прочитано полностью
    Характеристика главного героя
    Главным героем произведения является Чартков. Его образ достаточно ярко раскрывается в первой части произведения.
    Но при этом его характер заметно меняется на протяжении всего произведения.
    То есть в начале повести он представлен в романтическое образе художника, мечтающего о развитии своих навыков и таланта, о том, чтобы накопить средств и заниматься с лучшими мастерами. В связи с этим он покупает всё необходимое для занятий живописью. Но желание лёгкой славы в обход усердному труду, взяло верх над мечтой. Это приводит к тому, что в конце первой части его одолевает алчность и зависть, что заставляет его покупать картины, а затем безжалостно уничтожать их.
    Так как Чартков относится к типу героя маленький человек, то внезапное богатство сводит его с ума.
    Цель: В начале произведения его цель чиста и высока, она заключается в служении искусству и стремлении к идеалу. К концу же его цель опустилась вместе и с его моральным состоянием и заключалась в том, чтобы разбогатеть и прославиться.
    Тайна:
    Достоинства: Его талант и высокие мечты и идеалы, которые, в итоге были "растоптаны" им самим же.
    Недостатки: Главным его недостатком, помимо зависти и алчности, является то, что он можно сказать продал свои идеалы и стал мстить, уничтожая чужие произведения искусства.
    Тема: Ведущей темой произведения стала тема творчества. А точнее вопрос о том, каким же является истинное творчество и каким должен быть настоящий творец. Нам представлено два образа творца: один, который теряет интерес к искусству и ради славы можно сказать продаёт свой талант, и второй образ, для которого искусство равно религии.
    Конфликт: Конфикт в данном произведении представлен в столкновении двух понятий: истинное искусство и алчность, желание славы. Сможет ли истинное искусство перебороть падение души творца.

    ОтветитьУдалить
  10. Горбунова Анастасия
    Произведение прочитано полностью.

    Рассказ Николая Васильевича Гоголя «портрет» - это трагическая история художника Чарткова, которая началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин он разглядел одну и, отдав за неё последние деньги, принёс домой. В ней мистическим образом он находит сверток с надписью «1000 червонцев». Его первом порывом было купить на этот клад материалы для живописи, и рисовать, рисовать, рисовать… Однако потратив все на роскошные покупки, типа квартиры на Невском проспекте, он начинает терять себя.

    Таким образом, обнаруживается главный герой рассказа – художник Чартков. В начале это молодой живописец «с талантом, пророчившим многое», однако живущий, как и многие люди его профессии, в бедности. Он «с самоотвержением был предан труду», но был нетерпелив и тщеславен, алчен и завистлив. То, что произошло с ним после покупки зловещего портрета старика «в азиатских одеждах» может показаться действительно проклятием, навязыванием Чарткову тех ужасных черт личности, которые ему не были присущи. Но портрет лишь раскрывал «темные» стороны души людей, у которых он был. Так, еще в начале произведения Чарткову говорил его учитель, что у того есть задатки «модного живописца». Прибавить к этому главную цель Чарткова – стать прежде всего известным и богатым художником, и только потом хорошим, вспомнить про его недостатки, и получится сумасшедший, который лишь из зависти может скупать лучшие произведения искусства, чтобы только их уничтожить. Это занятие, кстати, и является его тайной, о которой обществу стало известно только после ужасной смерти художника.

    Что касается композиции, то она состоит из двух отдельных, самостоятельных, законченных частей. Используется прием рассказа в рассказе.
    В первой части рассказывается история главного героя, Чарткова, которая является лишь одной из многих, как читатель позже узнает в части номер два:
    Экспозиция – быт бедного художника.
    Завязка – покупка портрета
    Точка невозврата – трата денег на развлечения и квартиру вместо красок и полотен
    Кульминация – сумасшествие художника
    Развязка – смерть художника
    Вторая часть является как бы эпилогом, в котором описана история создания портрета, судьбы его создателя и ростовщика, изображенном на нем.

    Рассказ содержит в себе богатую проблематику: проблема искусства и ремесла, проблема счастья, проблема нравственности и т.д. Однако главную идею можно заключить в три слова: судьба есть выбор. Гоголь хотел сказать, что в каждом есть и плохие, и хорошие задатки, и его судьба зависит от того, какую из этих двух сторон человек будет раскрывать. Конечно, эта мысль высказана с присущим писателю мистицизмом: таинственный портрет дьявольского ростовщика, заставляющий людей сходить с ума… На самом деле портрет – лишь катализатор, а не всемогущая рука, управляющая жизнями его обладателей. Люди делают выбор, а не изображение на холсте. Таким образом, можно сделать вывод, что конфликт в данном произведении является внутренним – между «светлой» и «темной» сторонами души героя.

    ОтветитьУдалить
  11. Филиппова Полина
    Произведение прочитано
    Главной проблемой, которую Гоголь поднимает в повести “Портрет ” является проблема выбора мнимого или истинного искусства. Решение этой проблемы писатель постарался найти в образах двух художников описанных на страницах произведения.

    В начале повести Гоголь знакомит нас с молодым художником Чартковым, который крутится возле картинной лавки. Его внимание привлекает очень старый портрет. Чарткову эта работа кажется неоконченной, но взгляд старика, изображенного на картине, словно околдовал художника и он покупает портрет за последние



    деньги.
    Стоит отметить, что Чартков был действительно талантливым художником. В свои работы он вкладывал частичку души. Каждую деталь молодой художник старался изобразить максимально реалистично. Он восхищался работами великих мастеров. Несмотря на свой талант, Чартков был очень беден и жил в нищете. Ему было не понятно, как другие художники, рисуя посредственные картины, зарабатывают большие деньги.

    Покупка портрета старика изменила жизнь молодого художника. Ночью ему приснился сон, в котором он увидел, как старик с портрета ожил. Он присел на кровать к Чарткову и начал пересчитывать какие-то свертки.



    На одном из них художник заметил надпись “1000 червонных”. Этот момент показывает склонность Чарткова к искушению богатством и славой. Утром он действительно нашел сверток с деньгами. Часть денег художник тратит на полотна и краски, но, не устояв перед искушением, снимает роскошную квартиру на Невском проспекте и заказывает хвалебную статью в газете. После этого от клиентов не было отбоя. Чартков все также старается писать портреты максимально точно и естественно, но работы не нравятся клиента. Тогда он решать писать так, как хотят заказчики. Этим Чартков придает свой талант и теряет свое предназначение.
    Когда-то бедный художник становится модным художником. С его мнением начинают считаться, его приглашают оценить работы других мастеров. Чартков меняется и внутренне. Теперь он не боится критиковать других, считает художников, которые пишут картины месяцами бездарными.

    В один из дней его приглашают оценить картину одного молодого художника. Чартков, взглянув на работу, понимает, как она великолепна. Теперь он понимает, что продал свой талант. Чартков начинает скупать работы великих художников и уничтожать их. В конечном итоге, он, сойдя с ума, умирает.

    Далее мы оказываемся на аукционе, где выставлен портрет старика. Когда торги были в самом разгаре, один художник заявил права на эту картину. Присутствующим он рассказал историю про человека, изображенного на портрете. Этот человек был очень богат, любой мог занять у него денег. Но все, кто прикасался к деньгам старика, трагически заканчивали свою жизнь. В один из дней этот старик попросил отца рассказчика нарисовать его портрет. Работа очень утомляла мастера. В конечном итоге, он ее бросил. А жизнь художника наполнилась злостью и завистью. Тогда он решил уйти в монастырь, где написал икону Рождение Иисуса Христа. Эта икона позволила исцелить душу художника. А своему сыну он завещал найти и уничтожить портрет старика.

    В образах двух художников Гоголь показал нам, как может быть губительна жажда денег и славы и то, что искусство должно быть истинным.

    ОтветитьУдалить
  12. Тарасова Анастасия
    Повесть Н.В.Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей. Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю. Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает.
    В своём творчестве Н.В.Гоголь раскрыл множество проблем, очень важных и актуальных, положительных и отрицательных. Перед нами предстаёт обман, казнокрадство, взяточничество; мы сталкиваемся с жизненными трудностями; узнаём судьбу маленьких людей; понимаем, что может случится, если мечта не сойдётся с реальностью; видим, как творческие люди взаимодействуют с обществом. Но огромное внимание писатель уделяет человеческим порокам и их высмеиванию.
    Проблема богатых, мечтающих стать ещё состоятельнее, и бедных. Мечтающих о богатстве, вечна. Да и прославиться люди мечтают не первый век. Произвести впечатление, привлечь внимание, чувствовать себя выше и лучше других – это есть цели людей, стремящихся к известности. Главный герой, конечно же, богатеет, но ценой богатства и славы становится талант, утерянный безвозвратно. Чартков догадывается об этом очень поздно, и до самого конца жизнь его – сплошное несчастье.

    ОтветитьУдалить
  13. прочитано полностью
    «Портрет» состоит из двух частей , каждая из которых имеет свою композицию – завязку и развязку. В обеих частях главными героями являются художники, однако жизнь этих художников разная. Образы героев противопоставлены.
    Главный герой – Чартков. Он молод, талантлив и стремится к саморазвитию. Чартков старается вложить в написанные им картины всю свою душу, старается не быть «модным живописцем» и «не гонятся за модным освещеньем». Однако в один момент вся его жизнь меняется. Художник постепенно входит во вкус богатой и знаменитой жизни, теряя весь свой талант.
    Во второй части главным героем является художник, который, отказавшись от всего, смог стать настоящим живописцем, создавая при этом не «обычное ремесло», а картины, идущие от всего сердца.
    Ведущей темой произведения является, конечно же, искусство и творчество в целом. Автор показывает читателю два пути, по которым может идти художник: использовать свой талант ради славы и денег, зазнаться и презирать всех, кто «ниже»; или же использовать свой дар для себя, не гнаться за модой и толпой, ведь талант – «драгоценнейший дар Бога». Гоголь решил показать читателям, как стремление человека к богатству пагубно влияет, как все это порождает зависть и лицемерие. Нельзя поддаваться соблазнам, особенно в виде богатства и денег; «Бесплатный сыр только в мышеловке».
    В центре конфликта произведения опять же лежат искусство и его создатель, т.е. художник и его творчество. В первой части природа конфликта – внешняя, где главный герой, Чартков, старается соответствовать требованиям заказчиков, пренебрегая при этом правилами истинного художника, в итоге герой становится «заезжим богачем - живописцем». Во второй части природа конфликта скорее внутренняя: художник начинает сам себя терзать за свои грехи, за то, что нарисовал сатану в образе ростовщика. При этом живописец понимал, что поступает неправильно, но его профессионализм не позволял ему не закончить картину. В итоге героя начала мучить совесть, и он сам отрекся от мира, наказав себя ежедневными работами.
    Изначально, читая произведение, хочется поддержать Чарткова, ведь в нем заложен большой потенциал, который не может реализоваться только из-за отсутствия денег (не купить кисти, краски, не заплатить за квартиру). Позже, когда художник решил пойти по другому «неистинному пути», можно увидеть, как большой талант постепенно превращается в самое обычное ремесло. Появляется жалость к художнику, а это одно из самых ужасных чувств. Чартков становится лишь жалким, потакающим всем художником, который создает уже не ради творчества, а ради денег, славы и статуса в высшем обществе. И в конечном итоге возникает только чувство отвращения по отношению к главному герою.

    ОтветитьУдалить
  14. Калашникова Екатерина
    Н.В. Гоголь «Портрет»
    Прочитано полностью
    Композиционная повесть распадается на 2 части.
    В 1-ой части Гоголь рассказывает историю художника Чарткова (говорящая фамилия – Чертков (первоначально) .
    II часть – знакомит с происхождением демонического портрета ростовщика и судьбой художника, создавшего это портрет.
    Каждая часть – законченное произведение, самостоятельное, с самостоятельными персонажами и конфликтом.
    В I части используется прямая композиция.
    Во II части – рамочная, т. е. вводится еще один конфликт и еще одна художественная проблема.
    Но эти две новеллы объединены общей темой: творчество и одним центром – портрет ростовщика.
    изображение портрета несет в себе еще и смысловую нагрузку, он является изображением алчности, порочности и большого эгоизма. Также поднимается вопрос о подлинности искусства, его настоящей цели и направления в обществе. Способно ли оно стать спасительно силой? Или же способно погубить любого человека, особенно имеющего к нему непосредственное отношение?

    Также автор побуждает читателя задуматься о том, как идею раскроет писатель. Он мог бы использовать и другие названия, которые не позволили бы показать весь мистицизм произведения и отношение Гоголя к существующей проблеме. Название заставляет читателя сфокусировать все свое внимание по ходу развития произведения на одной единственной вещи: портрете, который является ключевым в развитии сюжетной линии.

    Трудно назвать произведение фантастическим реализмом, который обычно присущ Гоголю. Он явно подчеркивает его в других своих произведениях. Здесь читатель чувствует достаточное количество мистики и напряжения, но она никак не связана с действием потусторонних сил, духов или нечистой силы, скорее всего она сосредоточена на мистификации существующего портрета и миссии человека, который запечатлен на полотне, за которым начинается настоящая охота.

    При этом история приобретает детективный оттенок, читателю становится интересно, откуда появились деньги на то, чтобы изображение появилось. Автор даст объяснение и ответ на этот вопрос. Да и сам портрет исчезнет при неизвестных обстоятельствах, пропадет прямо во время аукциона. Больше никто его не увидит, а никто из проводивших аукцион не увидят его и не узнают при каких обстоятельствах он пропал. Очередная детективная загадка, ответ на которую читатель получить не сможет. Только если самостоятельно догадается о происходящем, даст самостоятельно развитие истории, которую он уже узнал.

    Главный герой произведения Гоголя «Портрет» - художник Чартков, «преданный своему труду». Денег у него очень мало, но это его нисколько не тяготит: и одежда плоха, и на еду практически ничего нет, и за убогую квартиру платить нечем. Но он не унывает и работает, чтобы приблизиться к великим - Тициану и Микеланджело. И на развал на Щукином дворе он идет, чтобы порыться в картинах и присмотреть среди хлама что-нибудь нужное – ищет «в сору картины великих мастеров».
    В произведении поднимается проблема «коммерческого искусства». Художник встает перед выбором писать модные, но бесценные в плане искусства или же действительно гениальные произведения, которые могут быть не оценены публикой, но будут являться чистым искусством. К сожалению, чартков не проходит испытания, покупается и становится модным художником, который больше не может написать что-то стоящее.

    ОтветитьУдалить
  15. Глинка Валерия. Произведение Николая Васильевича Гоголя прочитано полностью.
    Отмечу несколько главных героев повести.
    Чартков -главный герой повести Н. В. Гоголя «Портрет»; молодой художник, подающий надежды; житель Петербурга. Полное имя - Андрей Петрович Чартков. Он обедневший дворянин, у него в услужении всего один крепостной - слуга Никита. У Андрея нет денег даже на лишнюю свечу, чтобы не сидеть в темноте. По сюжету повести Чартков снимает комнатку на Васильевском острове и еле сводит концы с концами.
    У Чарткова по квартплате долг, который погашается, благодаря находке в рамке загадочной картины, мешочка червонцев. Картину он выкупил на последние два гривня на одном аукционе. Она его привлекала тем, что человек, изображенный на ней, выглядел словно живой. Работа была выполнена мастерски, но не окончена. Чартков полагал, что портрет принадлежит кисти какого-нибудь опытного художника и не ошибся.
    Сразу после внезапного богатства, он сумел расплатиться со всеми долгами и перебрался в роскошные апартаменты. Скромный доселе художник, носивший потертые вещи, стал одеваться щегольски и рисовать именитых заказчиков. К сожалению, вместе с деньгами переменился и его характер. К тому же, он перестал стремиться к чему-то большему в сфере изобразительных искусств и окончательно растратил свой природный талант.
    Как оказалось, таинственный портрет, который обогатил его, обладал демонической силой, точнее старик-ростовщик , изображенный на нем. Все, кто когда-либо занимали у него деньги, либо сходили с ума, либо кончали жизнь самоубийством, либо становились жуткими скрягами, завистниками и ревнивцами. Та же участь постигла и Чарткова. Постепенно он стал понимать, что променял свой талант на деньги, а потому стал завидовать другим художникам и даже скупал их лучшие работы, чтобы портить их.
    РОСТОВЩИК. Ростовщик - человек, чей портрет приносил наряду с деньгами несчастья его владельцам. Ростовщик был пожилым человеком крупных размеров с азиатской внешностью. Он жил по соседству с талантливым художником-самоучкой , которого попросил нарисовать свой портрет. Слава о старике-азиате ходила не лучшая. Все, кто брали у него в долг деньги, обязательно переживали какие-то трагедии.
    ТЕМА: волшебная сила искусства, ответственность человека за свою судьбу, губительная власть денег.
    КОМПОЗИЦИЯ.
    Повесть состоит из двух частей. Обе части связаны и соединены портретом ростовщика, который выполнял роль главного предмета, влияющего на судьбы людей.
    1 часть: 1. Покупка портрета; 2. Сны и видения Чарткова. ; 3. "Чарткову бросилась в глаза надпись: «1000 червонных».
    4.Трата денег не на развитие своего таланта, а на мирские удовольствия.; 5.Слава Чарткова.; 6.Портрет друга.; 7. Ненавистный портрет ростовщика .8.Трагический конец Чарткова.
    2 ЧАСТЬ. В данной части повести описывается происхождение портрета, чьё разрушительное действие было показано в первой части. 1.Рассказ художника Б.о ростовщике Коломны.; 2. Две жизни с разрушенными судьбами.
    3. Описание отца художника- автора загадочного портера ростовщика. ; 4. Просьба; 5. Раскаяние и катарсис художника
    6.История написания и просьба об уничтожении портрета.7.Признание. 8. Кража портрета.
    ИДЕЯ: искусство несёт как добро, так и зло. - все зависит от личности художника. Истинное искусство должно нести только добро, чтобы не преумножать зла на земле.
    КОНФЛИКТ: Искусство ради искусства-искусство ради денег.

    Я считаю, что стоит прочитать это произведение для того , чтобы узнать все стороны искусства, познать на что способен человек ради искусства и какие жертвы происходят из-за искусства.

    ОтветитьУдалить
  16. Прочитано полностью)))

    Повесть состоит из двух частей. Герой первой части – молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду. Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.
    Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.
    В повести раскрываются довольно интересные темы. Например, творчество, автор дает читателю двух художников. Один из них постигает труды лучших, но в принципе и готов стать известны используя самую легкую дорогу. Второй же самоотверженно работает только над собой. То, чем он занимается это часть его жизни, которая для него и смысл жизни и религия. Так же всегда актуальная тема добро и зло. Данные по теме мысли автора проходят сквозь богатство и искусство. На образе Чарткова, Гоголь показал, что стремление совершенствоваться может привести к гибели, а именно самого важного – души. Гоголь так же дает понять, что для человека нет преград, главное сила духа, которой у главного персонажа не хватило. Главной темой является богатство. Гоголь раскрывает пагубное влияние денег на человека. У людей рождается жадность, корысть, предательство, малодушие.
    В плане проблем так же довольно богато. Искусство в произведении расходится на два пути. Художник имеет два пути развиваться и тратить много времени, не получая достаточно денег и славы или сократить путь к славе и тем самым и к большим деньгам. Проблема тщеславия так же раскрыта. Чартков стал богат и зазнается, он уже не узнает учителя. К тому же ради славы и денег приходилось подстраиваться под людей. Но, в конце концов, он просто стал сумасшедшим. Многих волнующая проблема бедности не осталась за кулисами. Гоголь показал, что бедность может быть не только денежной, но и душевной. Автор считает, что человек, без души получив большие деньги, просто уничтожит себя, его душа разрушится. Можно уверенно сказать, что автор донес до читателя главное. Нельзя ставить цель обогащения выше всего, такой путь приведет к беде или гибели души человека

    ОтветитьУдалить
  17. Гоголь «Портрет»
    Прочитано полностью.
    Произведение написано в фантастическом реализме. В нём присутствует некая мистическая сила ростовщика, деньги которого приносят одно несчастье.
    Повесть состоит из 2 частей. Центральное место произведения-образ Чарткова
    Особенностью композиции является приём рассказа в рассказе.
    Характеристика главного героя-Чартков бедный молодой художник, мечтает о собственной мастерской, обедневший дворянин, в служении имеет слугу Никиту, не заботится о своей внешности, снимает комнату на 15 линии Васильевского острова, талантливый, предан своему труду, нетерпелив, мечтает разбогатеть и не жить в бедноте.
    Композиция романа:
    Экспозиция-жизнь бедного художника
    Завязка-покупка портрета
    Развитие действия-психологического расстройство Чарткова
    Кульминация – выставка картин
    Развязка-смерть Чарткова
    Финал-дальнейшая жизнь портрета
    Темы произведения-проблема творчества. Как талантливый человек из-за денег может упасть на самое дно. Поднимается проблема человеческой жизни, добра и зла, а также роль денег
    Идея-только искусство может помочь человеку встать на истинный путь(Искусство-истинный путь)
    Первая часть композиции посвящена жизни Чарткова, от молодости до старости, разрушение таланта.
    Во второй части показан настоящий художник.
    Портрет раскрывает алчность. Встаёт вопрос о подлинности искусства, его значении в жизни каждого человека и смысле. Необходимо ли искусство?
    Искусство может стать спасательный силой, а может погубить человека.
    Автор превращает бедного студента в богача, то о чем мечтал художник совершается.
    "Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манекен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех и могу быть славным художником".
    Его кумиром становится богатство, а искусство он беспощадно предаёт. Из-за этого уходит и талант Чарткова. Не зря сказано во второй части повести: “Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою”.
    Автор хочет донести до нас, что все склонны к соблазнам, но только сильные духом и чистотой души могут дойти до конца. А кто не доходит-разрушает ни только свой талант, но и себя как личность.
    Чарткова ощущает себя ненужным искусству. Объяснить что же произошло с Чартковым сложно. Мистические силы портрета повлияли на художника или же соблазны взяли вверх над всем?
    Но понятно лишь одно зло может проснуться в любом человеке.
    Я склоняюсь больше к тому, что мистики в произведении скорее нет и это придуманные человеком оправдание на покорение мечты соблазнами богатства и известности. Человеку всегда сложно признаться в своих ошибках, промахах и неудачах, именно поэтому они ссылаются на мистику, автор и хотел это подчеркнуть в своём произведении.

    ОтветитьУдалить
  18. Цветкова
    Писала комментарий ещё 29 апреля.
    Н.В. Гоголь “Портрет”
    Произведение прочитано полностью.
    В данном произведении автор поднимает проблему создания искусства с целью прибыли, в комерческих целях.
    В первой части данного произведения главным героем является Чартков, он же одаренный живописец, который находиться в нищите, и в бедности пишущий прекрасные художественные произведения. «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости». Жизнь невзрачного художника меняет направление, когда он обнаруживает в раме картины, купленной на последние гроши , сверток с большим кол-вом денег. Чартков закрепляет за собой статус талантливого портретиста, и начинает писать картины. Он начинает думает уже не о искусстве, а о деньгах. И в результате чего, его талант исчезает. Как-то раз он увидел работу своего товарища, которая пробудила в молодом человеке былой интерес к настоящему творчеству, но было уже слишком поздно: рука не слушается, кисть выполняет лишь заученные штрихи. Всё это является темой данного произведения.
    Сверхзадача несёт в себе то,что не стоит считать целью своей жизни финансовое благополучие, оно сгрызёт изнутри.
    Идея заключается в том,что искусство то,что не потерпит плохого отношения и зла.
    Чартков относиться к типу маленького человека.
    Главный герой имеет такие достоинства,как целеустремленность, трудолюбие , творческий мир (Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое: вспышками и мгновеньями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе).Его недостатки несли в себе: эгоизм, корысть, нетерпеливость (Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами).
    Изначально он преследовал цель свободно выражаться ,после -искусство ради денег и признания.Его тайной было то, что никто не знал, каким он был на самом деле, так как во-первых он держал на себе маску, во вторых он потерял себя, богатство взяло над ним власть.

    Композиция.
    1) Экспозиция – изначальное состояние художника
    2) Завязка – приобретение портрета
    3) Развитие действия – находка денег, налаживание жизни и искусства
    4) Точка невозврата – конвеер искусства
    5) Кульминация – выставка с картиной великого мастера
    6) Развязка – сумасшествие, уничтожение картин
    7) Финал – смерть Чарткова.


    Во второй части,во время аукциона, когда распродается имущество Чарткова, один господин заявляет права на портрет старика, который был куплен Чартковым на Щукином дворе. Он рассказывает предысторию и описание портрета, а также признается, что сам он — сын художника, автора этой работы. Но во время аукциона полотно загадочным образом исчезает.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога