В. В. Набоков «Машенька»


Комментарии

  1. Прочитано полностью.

    «Машенька» - роман Владимира Набокова, простой и при этом глубокий, легко читаемый и при этом изысканный. Он пропитан запахами, звуками, тактильными ощущениями, и потому ощущается полное погружение в повествование.

    Роман начинается с посвящения жене. Поэтому можно утверждать, что в образе Машеньки заложены черты Веры – жены Набокова. Далее следует эпиграф из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина. И действительно тематики пушкинского и набоковского произведений перекликаются: и в том, и в другом речь идет о любви героя к девушке, вышедшей замуж «не за того». И все-таки они разные.

    Тема «Машеньки» такова: молодой эмигрант Лев Глебович Ганин вдали от своей Родины занимается тем, что проводит время в «безвкусной праздности», шатаясь от скуки по Берлину и от скуки же встречаясь с девушкой. Но этой рутине суждено было закончится – к соседу Ганина едет жена, которая является первой любовью героя. Он решает вернуть ее, и в ожидании ее приезда вспоминает…

    Воспоминания. Их можно было назвать главным героем романа, настолько огромное место они здесь занимают. Но все же им является Ганин. «В его теле постоянно играл огонь» - так звучит его описание до начала событий произведения, «теперь же ослабла какая-то гайка». Стройный, остроумный, глубокий, но немного надменный и эгоистичный Ганин в начале романа был человеком не то, что без цели, но и без смысла и желания. Неожиданная новость о скорой встрече с его первой любовь взбудоражила его и подарила, хоть и не на долго, цель – воссоединиться с Машенькой и увезти ее с собой. Однако его с ней прошлая связь так и осталась для всех его тайной. Вообще, Набоков на протяжении всего романа акцентирует внимание на непохожести Ганина на других, и тайна о Машеньке была лишь одной из многих. Никто из его соседей толком не знал его прошлое и настоящее, «его облик и во сне, и на наяву был окружен таинственностью».
    Композиция в романе линейная, но с приемом ретроспективы. Параллельно развиваются две истории – в настоящем и в прошлом главного героя. Также интересно то, что произведение начинается не с экспозиции, а сразу с завязки – знакомство Ганина с Алферовым в застрявшем лифте, и только потом идет описание быта, обстановки, места и других героев. Точкой невозврата является просмотр Ганиным фотографий Машеньки. Кульминация – отъезд Ганина из пансиона. Развязка – отъезд Ганина из Берлина.

    Композиция произведения уже намекает на конфликт: внутренний, между унылым настоящим и идеализированным прошлым героя. Четыре дня у него длится роман с Машенькой. Причем не с нынешней и не с той, которая была его первой любовью, а с нынешними воспоминаниями о Машеньке из прошлого. То есть образ этот не соответствует никакой реальной личности, героиня даже не появляется в романе. Это очень чёткая параллель с родиной: образ Машеньки – образ утраченной, покинутой России, рая, изгнание из которого пережили и Ганин, и Набоков.

    Из этого вытекает идея романа: нельзя воскресить прошлое. В финале это высказано особенно ярко. Казалось бы, что предполагается ситуация любовного треугольника, и развитие сюжета подталкивает к этому. Но Набоков отбрасывает традиционный финал. Отказ Ганина от встречи с любимой имеет не психологическую, а скорее философскую мотивировку. Он понимает, что встреча не нужна, даже невозможна, не потому, что она влечёт за собой неизбежные психологические проблемы, а потому, что нельзя повернуть время назад.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Медведева Екатерины
    Набоков "Машенька"
    Прочитала полностью
    1.Тема: Роман посвящен исключительно утраченной родине – России. Прощание и окончательный разрыв эмигранта с родиной, потеря надежды на возвращение в прошлое.
    2. Идея: Время нельзя повернуть вспять. Невозвратимо утраченное счастье, юность, Родина. Эмиграция вырывает человека из прежней жизни, делает его жизнь ненужной, бесцельной и пустой.
    3. Конфликт: Конфликт романа строится на контрасте исключительного - и обыденного, обычного; подлинного, истинного – и ложного. Конфликт воплощён в образе главного героя Ганина, который противопоставлен герою-антагонисту Алферову и всей обстановке, так не соответствующей внутреннему миру и даже телу героя.
    4. Композиция:
    Экспозиция: ганин собирается уезжать из Берлина от жены
    Завязка:Алферов показывает фотографию Машеньки, его жены и возлюбленную в молодости Ганина
    Точка невозврата : воспоминания о прошлом, о любви к Машеньке
    Кульминация : усыпляет Алферова и едет встречать Машеньку
    Развязка: осознание,что Машенька уже другой человек и Ганин уезжает с вокзала
    5. Лев Глебович Ганин – главный герой романа.
    9. В его образе есть автобиографические черты Набокова. 69-летний писатель в предисловии к английскому изданию романа писал, что вторгся в романе в частную жизнь, вывел себя в первом романе, получив при этом облегчение и «отделавшись от самого себя». его.
    Портрет Ганина дан глазами влюблённой в него Клары: «Острое, несколько надменное лицо… серые глаза с блестящими стрелками, расходящимися вокруг особенно крупных зрачков, и густые, очень тёмные брови… прекрасные, влажно-белые зубы». Черты Ганина кажутся ей резкими. О двойственности героя говорят брови, похожие на кусочки меха, то сходящиеся в одну линию, то распахивающиеся, как крылья птицы.
    1. Герой проводник сюжета.
    2. романтический («байронический») тип героя, герой романтик, страстный и импульсивный
    3. Цель и тайна
    Цель :В произведении Набоков, а вместе с ним и главный герой, пытаются вернуть себе утраченное счастье, вновь обрести рай. Но исход оказывается неутешительным – потерянного не вернуть, все закончилось, остается только скитание, назад дороги нет.
    Тайна: желание встретиться с Машенькой, своей возлюбленной

    ОтветитьУдалить
  4. Боняк Александра.
    Прочитано всё произведение.
    Тема и идея:
    С определения темы и идеи следует начать анализ романа «Машенька» Набокова. Создается впечатление, что тема любви в произведении стоит на первом месте и является ведущей, однако это не так. На самом деле роман посвящен исключительно утраченной родине – России. Все остальные подтемы и мотивы группируются вокруг этого образа.
    В произведении Набоков, а вместе с ним и главный герой, пытаются вернуть себе утраченное счастье, вновь обрести рай. Но исход оказывается неутешительным – потерянного не вернуть, все закончилось, остается только скитание, назад дороги нет.
    Конфликт в романе:
    Очень интересен и специфичен конфликт, который создал в романе Набоков. «Машенька» (анализ произведения) позволяет заключить, что основное противоречие строится на контрастах: подлинное – поддельное, повседневное – необычное. Мечты о России становятся более настоящими, чем жизнь в эмиграции, а обыденность Берлина сменяется исключительностью и необычностью просторов родной страны.
    Образ Ганина
    Образ главного героя во многом списал с себя Владимир Набоков. «Машенька» (анализ чувств и переживаний Ганина как эмигранта) лишний раз подтверждает это. В Берлине он никому не нужен, и ему тоже нет ни до кого дела. Лев Глебович одинок и несчастен, угнетен, его душой завладела беспросветная тоска. У него нет никакого желания с чем-то бороться или что-то менять.
    Оживляют героя лишь воспоминания о Машеньке. Мысли о былом возрождают его душу и тело, призрачное счастье согревает, толкает на действие, дает надежду на будущее. Но недолго длится эта эйфория. Сидя на вокзале, ожидая Машеньку, он вдруг осознает, что былое вернуть невозможно, о потерянном рае (Родине) можно только мечтать, но обрести вновь уже никогда не получится.




    ОтветитьУдалить
  5. Филиппова Полина

    Роман «Машенька», написанный Владимиром Набоковым ближе к 1930 году, принес ему известность. Набоков создал прекрасные и реалистичные образы, вложил в них свою душу, чтобы показать, как сильно можно любить Россию.

    Многие во время войны оказывались вынуждены жить на чужбине, становясь, таким образом, эмигрантами. И эта проблема для многих стояла остро – как бы там ни было, а родина всегда дороже, какой бы она ни была.

    И в романе мы видим Ганина, преданного своей стране, мечтающего вернуться туда, чтобы снова найти смысл жизни. Как удачно автор показывает нам первую любовь Ганина – Машеньку. Ее образ навевает на него воспоминания о России, о лучших моментах его жизни. Эти воспоминания самые счастливые и лишь они пробуждают его и наполняют жизнью тогда, когда он уже потерял всякий смысл и разочаровался во всем.

    В каждом из них живет надежда и, в общем-то, Ганин именно этой надеждой и спасается. Той самой вероятностью, что когда-нибудь он вернется в родную землю.

    Когда он вспоминает прекрасную Машеньку и свою любовь к ней, именно это он и чувствует к родине.

    Чтобы найти утешение, главный герой постоянно думает о том, чтобы было бы неплохо уехать и в самом конце он все-таки решается и покидает Берлин. Но без Машеньки, так как она должна остаться в прошлом, и их роман закончен (хоть он это и не сразу понимает, но так и есть).

    Последние строчки ясно дают понять нам, что сам герой последнюю неделю был окрылен не своими чувствами к Машеньке, а своей любовью к родине и именно это является важным в романе. Россия для него сейчас недоступна, так же как и первая любовь, которая должна остаться лишь в воспоминаниях – чудесных и самых лучших. Когда-то Ганин говорил, что помнил России вместе с ее облаками, а теперь он вдруг смог вспомнить ее без облаков и это показывает нам, какая на самом деле сильная у него любовь к родине.

    Если посмотреть на «соперника» Ганина – Алферова, то тут отношение к родине иное: он постоянно критикует все, что связано с Россией. Он усмехается над ней и говорит, что России приходит конец, а жизнь на чужбине не так уж и плоха.

    Подтягин же, как и Ганин, трепетно любит свою родную страну, всегда хорошо о ней отзывается.

    Можно сделать вывод, что Ганин и Алферов неприятны друг другу, помимо прочего, из-за таких разных взглядов на родину. Пожалуй, отношение к России в данном случае является главной причиной того, что они недолюбливают друг друга.

    Только эмигрант может любить свою страну так преданно и это является главной темой и проблемой, которую попытался показать и раскрыть Набоков в полном объеме. Он прекрасно изобразил все чувства Ганина и других персонажей – эмигрантов, показал какая у них судьба, и что может ждать в будущем человека, лишенного родной земли.

    ОтветитьУдалить
  6. Прочитано все произведение.
    Первый роман Владимира Набокова. В нем нам показывается что-то наподобие коммунальной квартиры для русских эмигрантов в Берлине. Здесь живет много народу и у каждого человека есть какой-то свой сценарий. Один, например, хочет получить визу во Францию и уехать; другой ожидает в скором времени приезда жены. Второй-то нас и интересует. Дело в том, что жена его — бывшая возлюбленная нашего главного героя, у которого возникает вдруг желание отношения возобновить, при этом, разрабатывая план, ее мнения он даже не учитывает (настолько уверен, что чувства взаимны). Он придумывает так: вечером перед ее приездом он напоит мужа, а затем сделает так, чтобы ни один будильник в его комнате не сработал в назначенное время, благодаря чему он не успел бы встретить ее на вокзале. В это же время наш главный герой вместо него поехал бы на вокзал и встретил ее, после чего они бы уехали вместе. Потом, правда, планы меняются, и что самое интересное, меняются именно тогда, когда выполнено уже больше половины...
    Создается впечатление, что тема любви в произведении стоит на первом месте и является ведущей, однако это не так. На самом деле роман посвящен исключительно утраченной родине – России. Все остальные подтемы и мотивы группируются вокруг этого образа.
    В произведении Набоков, а вместе с ним и главный герой, пытаются вернуть себе утраченное счастье, вновь обрести рай. Но исход оказывается неутешительным – потерянного не вернуть, все закончилось, остается только скитание, назад дороги нет.

    Очень интересен и специфичен конфликт, который создал в романе Набоков. «Машенька» (анализ произведения) позволяет заключить, что основное противоречие строится на контрастах: подлинное – поддельное, повседневное – необычное. Мечты о России становятся более настоящими, чем жизнь в эмиграции, а обыденность Берлина сменяется исключительностью и необычностью просторов родной страны.
    Образ главного героя во многом списал с себя Владимир Набоков. «Машенька» (анализ чувств и переживаний Ганина как эмигранта) лишний раз подтверждает это. В Берлине он никому не нужен, и ему тоже нет ни до кого дела. Лев Глебович одинок и несчастен, угнетен, его душой завладела беспросветная тоска. У него нет никакого желания с чем-то бороться или что-то менять.
    Оживляют героя лишь воспоминания о Машеньке. Мысли о былом возрождают его душу и тело, призрачное счастье согревает, толкает на действие, дает надежду на будущее. Но недолго длится эта эйфория. Сидя на вокзале, ожидая Машеньку, он вдруг осознает, что былое вернуть невозможно, о потерянном рае (Родине) можно только мечтать, но обрести вновь уже никогда не получится.
    Невозможно, делая анализ рассказа «Машенька» (Набоков), не уделить внимания образу главной героини, пусть она и появляется только в мечтах Ганина. С Машенькой в произведении связаны только самые светлые и счастливые воспоминания. Образ девушки становится олицетворением навсегда утраченного счастья, России еще до войны и революции.
    То, что Машенька, сливающаяся с образом Родины, так и не появляется в романе, говорит о недостижимости рая (России). Она предстает только в воспоминаниях и мечтах, большее для эмигрантов недоступно.

    ОтветитьУдалить
  7. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  8. Почуева Юлия. Прочитано полностью. В 1926 году вышло в свет первое прозаическое произведение Набокова — роман «Машенька». По этому поводу журнал «Нива» написал: «Себя и свою судьбу в разных вариациях Набоков, развлекаясь, неустанно вышивает по канве своих произведений. Но не только свою, хотя едва ли кто-то интересовал Набокова больше, чем он сам. Это ещё и судьба целого человеческого типа — русского интеллигента-эмигранта». Действительно, для Набокова жизнь на чужбине оказалась всё же довольно тяжёлой. Утешением становилось прошлое, в котором были светлые чувства, любовь, совсем другой мир. Поэтому роман основан на воспоминаниях. Фабулы как таковой нет, содержание разворачивается как поток сознания: диалоги действующих лиц, внутренние монологи главного героя, описания места действия перемежаются.

    Главный герой романа, Лев Глебович Ганин, оказавшись в эмиграции, утратил какие-то важнейшие свойства личности. Он живёт в пансионе, который ему не нужен и не интересен, его обитатели представляются Ганину жалкими, да и сам он, как и прочие эмигранты, никому не нужен. Ганин тоскует, иногда он не может решить, что делать: «переменить ли положение тела, встать ли, чтобы пойти и вымыть руки, отворить ли окно...». «Сумеречное наважденье» — вот определение, которое даёт автор состоянию своего героя. Хотя роман относится к раннему периоду творчества Набокова и является, пожалуй, самым «классическим» из всех созданных им произведений, но характерная для писателя игра с читателем присутствует и здесь. Неясно, что же служит первопричиной: то ли душевные переживания деформируют внешний мир, то ли, напротив, уродливая действительность омертвляет душу. Возникает ощущение, что писатель поставил друг перед другом два кривых зеркала, изображения в которых уродливо преломляются, удваиваясь и утраиваясь.

    Роман «Машенька» выстроен как воспоминание героя о прежней жизни в России, оборванной революцией и Гражданской войной; повествование ведётся от третьего лица. В жизни Ганина до эмиграции было одно важное событие — его любовь к Машеньке, которая осталась на родине и утрачена вместе с ней. Но совершенно неожиданно Ганин узнаёт в изображённой на фотографии женщине, жене соседа по берлинскому пансиону Алфёрова, свою Машеньку. Она должна приехать в Берлин, и этот ожидаемый приезд оживляет героя

    ОтветитьУдалить
  9. Хотелось бы начать с того, что для В. Набокова роман «Машенька» стал первым написанным романом. Это делает чтение романа еще интереснее, ведь в произведении отразилось довольно-таки много жизненных переживаний автора.
    Итак, давайте разберемся, в чем же заключается конфликт романа. Сам конфликт строится на контрасте: противоречие между обычным (повседневным) и необычным, истинным и ложным. Для главного героя жизнь в России стала более реалистичной мечтой, нежели сама жизнь в эмиграции. Здесь мы видим, что важную роль играет образ Машеньки, ведь ее главный герой, Лев Ганин, любил всей душой, всем сердцем своим. Она стала для него своеобразным образом родины.
    Теперь рассмотрим тему и идею произведения. Исходя из выше написанного, можно подумать, что тема любовная. Однако, если подумать над темой, можно с легкостью понять, что в центре внимания - родина, а точнее ее потеря. Все остальное – лишь часть темы патриотизма. Таким образом, идеей является попытка возвращения своего счастья. Герой старается вернуть утраченное им счастье, снова «найти свой рай». К подобным темам автор будет возвращаться в своих произведениях: потеря юности, счастья, воспоминания о былом.
    Кто же такой главный герой? Главным героем является Лев Глебович Ганин. Он оказался в эмиграции и живет в пансионате, который ему абсолютно скучен. Другие жители данного пансионата кажутся Ганину «мелкими и жалкими». Ганин тоскует, иногда он не может решить, что делать: «переменить ли положение тела, встать ли, чтобы пойти и вымыть руки, отворить ли окно...». «Сумеречное наважденье» — вот определение, которое даёт автор состоянию своего героя. В жизни Ганина до эмиграции было одно важное событие — его любовь к Машеньке, которая осталась на родине и утрачена вместе с ней. Но совершенно неожиданно Ганин узнаёт в изображённой на фотографии женщине, жене соседа по берлинскому пансиону Алфёрова, свою Машеньку. Она должна приехать в Берлин, и этот ожидаемый приезд оживляет героя. Тяжкая тоска Ганина проходит, его душа заполняется воспоминаниями о прежнем: комнате в петербургском доме, загородной усадьбе, трёх тополях, амбаре с расписным окном, даже о мелькании спиц велосипедного колеса. Ганин вновь словно погружается в мир России, сохраняющий поэзию «дворянских гнёзд» и теплоту родственных отношений. Событий происходило много, и автор отбирает наиболее значимые из них. Ганин воспринимает образ Машеньки как «знак, зов, вопрос, брошенный в небо», и на этот вопрос он вдруг получает «самоцветный, восхитительный ответ». Встреча с Машенькой должна стать чудом, возвращением в тот мир, в котором Ганин только и мог быть счастлив. Сделав всё, чтобы помешать соседу встретить жену, Ганин оказывается на вокзале. В момент остановки поезда, на котором приехала она, он чувствует, что эта встреча невозможна. И уезжает на другой вокзал, чтобы покинуть город.
    В целом, автор произведения наполняет его стандартными приемами русских писателей: насыщение красками, приемы детализации. Однако тут как таковы нет развития сюжета, все идет по спокойному потоку сознания.


    ОтветитьУдалить
  10. Худяшова Эрна
    Прочитано полностью
    Тема романа – прощание и окончательный разрыв эмигранта с родиной, потеря надежды на возвращение в прошлое. Проблематика тоже связана с эмигрантской жизнью (проблема отсутствия денег, работы, но главное – жизненной цели). Конфликт романа строится на контрасте исключительного - и обыденного, обычного; подлинного, истинного – и ложного. Конфликт воплощён в образе главного героя Ганина, который противопоставлен герою-антагонисту Алферову и всей обстановке, так не соответствующей внутреннему миру и даже телу героя.
    С самого начала романа Набоков играет в слова и символы. Прежде всего, речь идёт об именах героев. Все они имеют литературные источники. Например, у Подтягина Антона Сергеевича чеховское имя сочетается с пушкинским отчеством, а смешная фамилия намекает на его собственное бедственное положение и его незначительную роль в русской литературе.

    Алферов бесконечно ошибается, произнося имя главного героя. Непознанность имени говорит о непознанности человека, ведь Алферов так и не узнал о роли Ганина в жизни собственной жены.

    Подтягин, наоборот, хорошо чувствует главного героя, догадывается о его новой влюблённости.

    Набоков наделяет Ганина собственной поэтической способностью чувствовать слово, что часто вызывает у читателя смех. Так слово проститутка тринадцатилетний герой воспринимает как принститутка – смесь принцессы и проститутки. Вермишель, по его юношескому хулиганскому объяснению – это Мишины червяки, маленькие макароны, пока они не выросли на дереве.

    Эмигрантская жизнь в Берлине подобна жизни в остановившемся тёмном лифте. Другая параллель – русский пансион, в котором были слышны поезда городской железной дороги, «и оттого казалось, что весь дом медленно едет куда-то». Ганин даже представлял, что каждый поезд «проходит незримо сквозь толщу самого дома». Кларе кажется, что она живёт в стеклянном доме, колеблющемся и плывущем куда-то. Здесь к образу нестойкого равновесия и движения добавляется прозрачность и хрупкость, ведь Клара так боится открыться.

    Этому ложному эмигрантскому дому, похожему на призрак, сквозь который можно просунуть руку и пошевелить пальцами, противопоставлен дом-усадьба 16-летнего героя, идеальный дом, которого лишён не только Ганин, но и каждый из героев романа.

    Образ тени в романе пришёл из предшествующей литературы. Герои романа живут как оторвавшиеся от хозяев бесплотные тени. В унылом эмигрантском доме живут «семь русских потерянных теней», для них жизнь подобна съёмке, «во время которой равнодушный статист не ведает, в какой картине участвует». Все эти тени случайные и ненужные. Да и вся жизнь героев напоминает серию снимков или кадров кинематографа, чужой город представляется как движущийся снимок.

    Символический образ романа – миры, которые воплощены в каждом человеке, «миры, друг другу неведомые». Каждый прохожий – «наглухо заколоченный мир, полный чудес и преступлений». Даже в сонных лошадях Набоков видит такой мир.

    В первом своём романе, как и в последующем творчестве, Набоков очень внимателен к деталям. Часто какие-то предметы помогают понять душу героя. Например, белеющая в темноте на стуле сброшенная рубашка, подобная раскинувшему руки для молитвы и оцепеневшему человеку – символ возродившейся под влиянием любви души Ганина.

    Надушенное письмо ненавистной Людмилы, превращённое Ганиным в клочья и выброшенное из окна, противопоставлено бережно хранимым на дне чемодана вместе с крымским браунингом старым письмам от Машеньки.

    Тропы в романе привлекают внимание, останавливают читателя своей необычностью. Ганин вкладывает в чемодан «лёгкую, ласковую человеческую труху», рабочие передают друг другу ломти черепицы, так работа становится такой же необходимостью, как хлеб.

    ОтветитьУдалить
  11. Глинка Лера. Произведение Набокова прочитано не полностью.
    ТЕМА: о тоске по Родине, непереносимой грусти эмигранта по утраченному дому; прощание и окончательный разрыв эмигранта с родиной, потеря надежды на возвращение в прошлое; О жизни, о любви, о корнях, о тоске по безвозвратно ушедшему детству и навсегда изменившейся родине, на которую нет возврата.
    ИДЕЯ: время нельзя повернуть вспять. Невозвратимо утраченное счастье, юность, Родина. Эмиграция вырывает человека из прежней жизни, делает его жизнь ненужной, бесцельной и пустой.
    КОНФЛИКТ: Конфликт романа строится на контрасте исключительного - и обыденного, обычного; подлинного, истинного – и ложного. Конфликт воплощён в образе главного героя Ганина, который противопоставлен герою-антагонисту Алферову и всей обстановке, так не соответствующей внутреннему миру и даже телу героя.
    ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ:
    Лев Глебович Ганин – главный герой романа. В его образе есть автобиографические черты Набокова. 69-летний писатель в предисловии к английскому изданию романа писал, что вторгся в романе в частную жизнь, вывел себя в первом романе, получив при этом облегчение и «отделавшись от самого себя».
    Ганин показан как молодой человек, очень изменившийся с эмиграцией. В прежние времена он ходил на руках или прыгал через 5 стульев, управлял силой воли, сегодня же не мог сказать женщине, что не любит её, «обмяк». От мимолётно скользнувшей любви у Ганина осталась только нежность к жалкому телу Людмилы.
    Ганин в прошлом – человек действия. Поэтому безвкусная праздность, лишённая мечтательной надежды, тяготит его. Набоков определяет его свойство так: «Он был из породы людей, которые умеют добиваться, достигать, настигать, но совершенно неспособны ни к отречению, ни к бегству». Вновь переживая старый роман, Ганин снова стал энергичным и деятельным, но это внутренние действия: «Он был богом, воссоздающим погибший мир». Прошлое оживает, но не в реальности, не в мире, а в отдельной вселенной – сознании самого Ганина. Поэтому Ганин боится, что воссозданный им мир лопнет, умрёт вместе с ним.
    Машенька из прошлого главного героя описана в течение нескольких лет. В момент знакомства Ганину бросаются в глаза каштановая коса в чёрном банте, тёмный румянец щеки, уголок татарского горящего глаза, тонкий изгиб ноздри. В портрете Машеньки нет ничего примечательного: прелестные бойкие брови, смугловатое лицо, подёрнутое тончайшим шелковистым пушком, подвижный картавый голос, ямочка на открытой шее.
    Ещё в 16 лет Ганин ассоциирует Машеньку с родиной, природой.
    Обеих понять невозможно, но от которой испытываешь «светлое томление». Разлука с Машенькой и разлука с Россией, поставленные в один ряд и написанные через запятую, для Ганина равнозначны.
    Ганин вспоминает, что прошлая любовь к Машеньке не была идеальной: он имел связь с дамой, чей муж воевал в Галиции, он с облегчением расстался с Машенькой на зимний период, а следующим летом «за один недолгий час полюбил её сильнее прежнего и разлюбил её как будто навсегда», проехав ради встречи 50 вёрст.
    Именно воспоминания составляют основу повествования в романе, выражают основную тему, обозначают проблемы романа. Мы читаем в «Машеньке»: «Он (Ганин) всегда вспоминал Россию, когда видел быстрые облака, но теперь он вспоминал бы ее и без облаков, с минувшей ночи он только и думал о ней». Получается, что Машенька в романе олицетворяет как саму Россию в сознании героя, так и его прежнюю любовь. Мы отчетливо осознаем, что утраченное время, Россию, канувшую в лето, чувство, оставленное в беседке, – все это Ганину уже не вернуть. Машенька становится для него лишь символом безвременно утраченной Родины. Поэтому Ганин не идет до конца. Герой бежит от своих воспоминаний и их живого воплощения: «Образ Машеньки остался вместе с умирающим старым поэтом, там, в доме теней, который сам уже стал воспоминанием. И кроме этого образа, другой Машеньки нет, и быть не может»

    ОтветитьУдалить
  12. Хотелось бы начать с того, что для В. Набокова роман «Машенька» стал первым написанным романом. Это делает чтение романа еще интереснее, ведь в произведении отразилось довольно-таки много жизненных переживаний автора.
    Итак, давайте разберемся, в чем же заключается конфликт романа. Сам конфликт построен на контрасте: противоречие между обычным (повседневным) и необычным, истинным и ложным. Жизнь в Рoссии для главного героя стала более реалистичной мечтой, нежели сама жизнь в эмиграции. Здесь мы видим, что важную роль играет образ Машеньки, ведь ее главный герой, Лев Ганин, любил всей душой, всем сердцем своим. Она стала для него своеобразным образом родины.
    Теперь рассмотрим тему и идею произведения. Исходя из выше написанного, можно подумать, что тема любовная. Однако, если подумать над темой, можно с легкостью понять, что в центре внимания - родина, а точнее ее потеря. Все остальное – лишь часть темы патриотизма. Таким образом, идеей является попытка возвращения своего счастья. Герой старается вернуть утраченное им счастье, снова «найти свой рай». К подобным темам автор будет возвращаться в своих произведениях: потеря юности, счастья, воспоминания о былом.
    Кто же такой главный герой? Главным героем является Лев Глебович Ганин. Он оказался в эмиграции и живет в пансионате, который ему абсолютно скучен. Другие жители данного пансионата кажутся Ганину «мелкими и жалкими». Ганин живет в грусти, зачастую он не может определиться, чем заняться: «переменить ли положение тела, встать ли, чтобы пойти и вымыть руки, отворить ли окно...». «Сумеречное наважденье» — именно так писатель характеризует состояние персонажа. У Ганина в жизни до того, как он стал эмигрантом, было лишь одно значимое ему чувство — его безмерная любовь к Машеньке, оставшаяся на родине и оставшаяся вместе с ней. Однако вдруг Ганин видит в показанной фотографии женщину, которая является женой соседа по пансиону Алфёрова, свою когда-то любимую Машеньку. Она должна скоро прибыть в Берлин, и этот приезд потихоньку возвращает к жизни героя. Грусть на душе у Ганина исчезает, его состояние становится ностальгическим воспоминанием прошлого. Главный герой снова словно окунается в мир России, который хранит мир поэзии «дворянских гнёзд» и теплоту родственных отношений. Ганин думает лишь о Машеньке, образ героини это «знак, зов, вопрос, брошенный в небо». Герой с большим нетерпением ждет, ведь эта встреча должна стать чудом, возвращением в тот самый момент, в котором Ганин был счастлив каждый момент своей жизни. Ганин старается сделать всё, чтобы помешать Алферову встретить Машеньку, главный герой оказывается на вокзале. В момент остановки поезда, на котором приехала она, он чувствует, что эта встреча невозможна, ведь настоящая Мария – уже совершенно не та Машенька, которую когда-то любил Ганин. Он уезжает на другой вокзал, чтобы покинуть город.
    В целом, автор произведения наполняет его стандартными приемами русских писателей: насыщение красками, приемы детализации. Однако тут как таковы нет развития сюжета, все идет по спокойному потоку сознания.
    (Уникальность: 76%, кол-во символов: 3057)
    Выложено в читательский дневник 31.05.19

    ОтветитьУдалить

  13. Прочитано полностью.
    Роман Набокова «Машенька» является первым романом автора.
    Свое произведение писатель посвятил жене, через неё воплотился образ Машеньки.
    Тема произведения-прощание главного героя с Родиной. Немаловажна тема любви.
    Главный герой Роман-Лев Ганин, романтический герой, является проводником сюжета. Цель Ганина:возвратить утраченные счастье.
    Тайна героя: встретиться с Машенькой .
    Описание героев представлены глазами других героев. Так Ганина мы представляем глазами влюблённой в него Клары.
    Всё герои живут в пансионе, их объединяет ненужность.
    Алферов-математик, Подтягин-старый поэт, Клара-машиниста, Колин и Горноцветов-танцовщики.
    Ганин живёт в пансионе, который ему вовсе не нужен, жителей пансиона он не уважает и считает их жалким.
    Герой вспоминает о прошлой жизни в России.
    Ганин знакомится с Алферовым в лифте. Через несколько дней он узнает, что к нему должна приехать жена. Алферов показывает фотографию своей жены-Машеньку, а Ганин узнает свою давнюю любовь. И пытается сделать все возможное, чтобы сосед не смог встретить жену. И у него это получается. Он сам едет на вокзал, но резко передумывает и уезжает.
    Сама же возлюбленная героя в романе не появляется, она является образом той прошедшей любви, идеалом любви, а также ассоциируется с Родиной.
    Почему же Лев Ганин принимает такое решение?
    Потому что он понимает, что прошлое уже не вернёшь назад
    Конфликт произведения:
    Подлинное-поддельное, повседневное-необычное
    Ярко выражен внутренний конфликт главного героя в произведении-идеал и реальность.
    Фабула произведения отсутствует
    Сюжетная линия представлена в форме воспоминания главного героя о возлюбленной
    Идея романа-прошлое воскресить нельзя.
    Экспозиция: отъезд Ганина
    Завязка: фотография Машеньки
    Точка невозврата: воспоминания Ганина о прошлой любви
    Кульминация: поездка Ганина на вокзал к Машеньке
    Развязка:Ганин решает уехать в другой город один


    ОтветитьУдалить
  14. Прочитан полностью.
    Роман Владимира Набокова "Машенька" - легкий, но в то же время глубокий, просто воспринимаемый и наполненный мыслями. Он насыщен запахами, звуками, тактильными ощущениями, и происходит полное погружение в повествование.

    Роман имеет начало, посвящённое жене. Поэтому можно предположить, что образу Машеньки присущи черты Веры – жена Набокова. После следует эпиграф из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина. Действительно, резонируют темы Пушкинских и набоковских произведений: и о любви героя к девушке, вышедшей замуж "не за того". Но как близки бы не были, они различны.

    Тема "Машеньки" обазначена так : молодой эмигрант Лев Глебович Ганин вдали от дома занимается тем, что проводит время в" безвкусном безделье", шатаясь от скуки в Берлине и от скуки как от встречи с девушкой. Но этому беделью суждено было закончиться-к соседу Ганину едет его жена, которая является первой любовью нашего героя. Он решает вернуть её, а в антипатии о ее приходе вспоминает о важном.
    Воспоминания. Возможно, их можно назвать главными героями романа, поэтому они занимают здесь огромное место. Но это все же Ганин. "Его тело постоянно играло с огнем", как он описывал события перед работой, " теперь ослабело до какого-то ореха."Стройный, остроумный, глубокий, но немного высокомерный и эгоистичный Ганин в начале романа был человеком не без цели, но без смысла и желания. Неожиданная новость о скорой встрече с первой любовью взволновала его и поставила перед ним, хоть и недолго, цель – воссоединиться с Машей и взять ее с собой. Однако это было ее последнее звено и осталось для всех загадкой. Вообще Набоков через Роман акцентирует внимание на непохожести Ганина на других, и тайна Машеньки была лишь одной из многих. Никто из соседей не знает о его прошлом и настоящем", его появление во сне и наяву было окружено тайной."
    Композиция романа линейная, но с ретроспективой. Параллельно развиваются две истории-в настоящем и в прошлом времени главного героя. Также интересно, что начинается работа не с выставки, а сразу со связей, а именно знакомства Ганиной с Алферовым в застрявшем лифте, далее идёт описание жизни, ситуаций, мест и других персонажей. Точкой невозврата определен, - просмотр Ганиным фотографий Машеньки. Кульминация же уход Ганина из правления. Развязка - отправление Ганина из Берлина.

    Композиция произведения погружает в конфликт романа: внутренний развязываетс, между скучным настоящим и незабываемым прошлым героя. Четыре дня продолжался его роман с Машей. И не с настоящим и не с той, которая была его первой любовью, а с текущими воспоминаниями Машеньки из прошлого. То есть данный образ не соответствует ни одному реальному человеку, героиня даже не задействована, не показана в романе. Это очень четкая параллель с родиной: образ Маши – образ потерянной, покинутой России, Рая, экспедицию из которого пережил и Ганин, и Набоков.

    Из данных суждений можно перейти к идеи романа: нельзя воскресить прошлое. В финале эта мысль выражена особенно ярко. Казалось бы, предложена ситуация любовного треугольника, и развитие сюжета ведёт к явному финалу. Но Набоков отбрасывает традиционную концовку. Отказ Ганина от встречи с любимым человеком является не психологической, а скорее философской мотивацией. Он понимает, что встреча не столь ему нужна, сколько даже невозможна, и не потому, что влечет за собой неизбежные психологические проблемы, а потому, что невозможно повернуть время вспять, вернуть его обратно.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога